ТИЦИАНА, ТИНТОРЕТТО И ВЕРОНЕЗЕ ПОРОДИЛ ЛЮТЕР
Опубликовано 2020-03-14 14:00
Слева направо: Тициан, Тинторетто, Веронезе и Лютер
Заголовок звучит вызывающе. Раздражающе. Почти сумасшедше. Но между тем похоже на то, что он верен. Отражая то, что в действительности произошло.
Давайте рассудим вместе.
18 октября 1517 года 217-ый папа Лев X, в миру Джованни Медичи (сын Лоренцо Великолепного Медичи, кстати сказать), являвшийся понтификом с 1513 по 1521 год, издает буллу о продаже индульгенций (прощения грехов в случае уплаты оговоренной суммы) в целях (как было объявлено) “построения храма св Петра и спасению душ христиан”. При этом – в случае уплаты индульгенции в пользу церкви – грешнику прощались любые грехи вплоть до прелюбодеяния и убийства. То есть даже совершившие грехи смертные – в случае уплаты денег на благо Церкви – могли (согласно булле Святейшего) попасть в рай.
Цинизм этой буллы потряс христианский мир. И до Льва X ренессансные папы целомудрием не отличались. Достаточно вспомнить, что у папы Александра Борджиа (которому, само собой разумеется, было положено сохранять целибат) были любовницы, среди которых числилась и его дочь Лукреция! Папа Сикст IV (тот самый, который даровал испанской инквизиции право независимого от Ватикана суда над еретиками) был гомосексуалистом и свою сексуальную ориентацию не считал нужным скрывать. 30 декабря 1501 года сын Папы Александра VI Чезаре устроил в Апольстольском Дворце Ватикана оргию с пятидесятью голыми куртизанками и проститутками, которые извиваясь, как змеи, соблазнительно ползали по полу меж канделябров, собирая каштаны всеми частями тела, после чего Иерархи Церкви вместе с допущенными в Ватиканский Дворец самыми высокопоставленными мирянами занялись всеми видами секса с лучшими по профессии доставления удовольствия телом во всей Европе.
Но даже на этом веселом фоне гуляния Льва X оставили предшественников на Папском Престоле позади, поскольку он умудрился обанкротить казну Ватикана – чего за предшествующие полторы тысячи лет не происходило ни разу.
Индульгенции, придуманные “возрожденческим папой” сыном Лоренцо Великолепного, выросшим во дворце Медичи вместе с тогда ещё мальчиком Микельанджело, с экономической точки зрения оказались эффективны настолько, что казна Ватикана снова наполнилась. Однако возмущение цинизмом Святого Престола оказалось столь велико, что породило протест, получивший название Реформации. Который изменил ход истории Человечества. Направив её по совершенно новым дорогам и тропам.
Уже через две недели после обнародования Буллы об индульгенциях, 31 октября 1517 года Мартин Лютер, как только её текст, распространявшийся гонцами на лошадях, достиг Виттенберга, прибил свои 95 тезисов к дверям церкви замка этого Немецкого Города. С которых начался протест против всевластия Ватикана, охвативший сначала Германию, а потом и другие европейские страны.
Основные принципы Протестантской теологии были доходчиво сформулированы Лютером в виде пяти заповедей-афоризмов: Sola scriptura («только Писание»), Sola fide («только верой»), Sola gratia («только благодатью»), Solus Christus («только Христос») и Soli Deo gloria («только Богу слава»).
С этого листика обыкновенной бумаги началось триумфально шествие Реформации по Европе. Лютеране, кальвинисты и англиканцы (отличавшиеся от остальных протестантов тем, что Главой Англиканской Церкви был Глава Английского Государства) оказались едины в
- отрицании авторитета Папы
- спасения за добрые дела
- индульгенций
- почитании Девы Марии, святых, мощей, таинств (кроме крещения и евхаристии)
- чистилища,
- молитвы за умерших
- обета безбрачия духовенства
- монашеской системы и
- использования латинского языка в богослужениях.
В дополнение к этому, протестанты отвергают поклонение священным изображениям (иконам) и святым мощам. Предоставив верующим читать Библию и общаться с Богом без посредничества священника. Одновременно с этим лишив протестантскую церковь столь мощного средства воздействия на чувства верующих, как священные изображения, из искусств допустив в Храмах Божиих только архитектуру и музыку, но не иконы и скульптурные (раскрашенные и нераскрашенные) изображения Христа и Святых. В соответствии с императивом Писания “не сотвори себе кумира”, понимаемым протестантами (в противоположность католикам) не иносказательно и не аллегорически, а так, как написано.
Под напором протестантизма, грозившим сокрушить Никейскую Ортодоксию так же как единство взглядов под предводительством Пап в течение тысячи лет подавляло “ереси” (то есть инакомыслия в Вере), Ватикан начал менять принципы ортодоксии, отменяя первоосновы Христианства в том его понимании, которое сокрушило языческий Рим.
- Впервые после того, как христианство стало государственной религией Рима, были разрешены с конца IV века запрещенные театры. Результат: в католических странах не только пьесы, но и оперы, и балеты (изобретенные королевой Франции Екатериной Медичи, матерью трех королей, известной в истории отравительницы) стали легальны. Отныне театральные представления церковью объявлены не кознями Дьявола, участие в которых даже в качестве зрителей гарантирует попадание в Ад, а частью культуры ортодоксальных католиков.
- На сексуальную жизнь верующих церковь стала смотреть сквозь пальцы – если она не принимала скандальный характер. Массовые сжигания ведьм, а также красавиц (в предшествующие века в том случае, если на теле женщины находили родинку, укола которой она не чувствовала, её объявляли ведьмой) были прекращены. Вместо того, чтобы рассматривать телесную красоту как кознь Дьявола (что являлось официальной доктриной Церкви в течение многих веков, когда вши объявлялись любимцами божьими а красота орудием Сатаны) Ватикан начал поддерживать культ красоты Божьего Мира как основу Христианской Доктрины.
- В то время, как лютеране убирали из церквей священные изображения, католические папы сделали прямо противоположное: сняли религиозные запреты на все формы живописи. В результате живописцы обрели невиданную со времен Древнего Рима и Древней Греции свободу. Холсты, фрески и росписи великих венецианцев (первыми воспринявшими новые веяния),наполненные страстностью и эротизмом, крамолой перестали считаться. Католическая Европа начиная с XVI века обрела свободу мысли и творчества, которую до буллы Льва X об индульгенциях и 95-и тезисов Лютера как реакции на неё в католическом мире было невозможно представить. Запреты как на сюжеты, так и на стилистику изображаемого (смирение и обращение к Небесам как единственно разрешенная доминанта) были сняты. Савонарола, сжигавший произведения живописи, в том числе гениальные, Ватиканом осужден без сообщения об этом мирянам. Ничего подобного кострам, в которых сжигались картины после появления Лютера, Итальянская и Французская Церкви себе более не позволяли. Изображения обнаженных эротических тел стали частью европейской культуры. Громадные эротические полотна Рубенса и Тициана, являющиеся гордостью Прадо, были закуплены Христианнейшими испанскими Королями, правившими после появления Реформации, для демонстрации не народу (которому целомудрие официально продолжало пропагандироваться), а Двору. Рассмотрение инквизицией капричос Гойи спустя ~ триста лет, которого в итоге не осудили а лишь пожурили, пример нового веяния, возникшего под напором протестантизма, определившего эпохи Ренессанса и Просвещения, которые Ватикан не дозволил бы, если бы не опасность быть завоеванным. Результат: немедленное по историческим меркам появление таких гениев живописи, как Тициан, Тинторетто и Веронезе. Которые не каялись, как Ботичелли, и не приносили лучшие свои работы, чтобы своими руками бросить в костер, а являлись героями Времени.
Квинтэссенцией нового понимания ортодоксии Ватиканом являлся заказ Микельанджело на алтарной стене Сикстинской Капеллы, в которой происходили избрания Пап, фрески СТРАШНЫЙ СУД. Который оказался наполненным обнаженными телами мужчин и женщин. Изображение голых тел в Святая Святых Католичества среди церковников вызвало оторопь, но лишь через четверь века половые органы на величайшей из фресок всех времен всех народов были слегка прикрыты. Что общего настроения помещения, в котором избираются Папы включая и потолок (на котором нет ни одного Евангельского сюжета), отображавшего мировоззренческое понимания Католичества после Лютера, резко отличавшегося от доктрины Церкви по отношению к искусствам до Лютера, не изменило.
В этих условиях эволюционировали и правила, по которым развивался протестантизм. В Лондоне Елизавета дозволила ранее запрещенный (как и во всем христианском мире) театр, который в течение года могли посетить все жители Лондона. Появление великого драматурга Шекспира является следствием реформ Елизаветы в соответствии с пониманием Реформации в английской интерпретации протестантизма, в которой в церквях запрещались изображения, но слово (включая и Зримое) ставилось на первое место и в религии, и в искусствах.
Под напором отнюдь не прогресса, а Реформации, с каждым годом обретавшей всё большую силу и грозящей захватить Ватикан, Папы сделались самыми главными либералами в искусстве, но не в науках. Отмена Католической Церковью запретов в искусстве сделало Ватикан и его карающий мозг Инквизицию непримиримой, как никогда ранее, в вопросах науки, в первую очередь в понимании структуры Вселенной. Джордано Бруно был не случайно казнен, а Галилей осужден. Поскольку Иисус являлся спасителем Человечества, живущего на Земле, мысль о том, что Земля всего-лишь одна из планет одной из множества звезд, была объявлена Главной Крамолой. Каковой в католицизме оставалась вплоть до двадцатого века! Протестанты в вопросах науки оказались терпимее, что предопределило появление Ньютона. Который не был объявлен (подобно английским католикам) еретиком, которого надо казнить, а наоборот: прославлялся как символ Нового Мира, в котором Разум превыше любого догмата.
Подытоживая, резюмируем. Взирая на обсуждаемую проблему так сказать с тридевятых небес, становится ясно, что Венецианская Живопись периода расцвета являлась протестантизмом против протестантизма. Чтобы поразить верующих, церковь стала поощрять бурную и яркую живопись, по духу и букве иконам Средневековья противоположную и враждебную. Очарование новой культуры, расцветшей не только в Венеции, но также в Париже, и в Вене, и в Лондоне, было так велико, что о том, что она является порождением ренессансного лютеранства, протестом против протеста, разрешением в ответ на аскетический стиль пуритан быть эротичными, стараются не говорить. Однако время сказать об этом открыто и прямо настало.
Ренессанс мирового искусства в XVI-XVIII веках возник как побочный бескровный духовный эффект кровавых религиозных войн. Который пережил и "Просвещение", и Промышленную революцию, и "Весну Народов", и доминирование религий в Евро-Американской цивилизации над всеми другими аспектами жизни, продолжавшееся с Константина Великого до XX века.
Реформация, начавшаяся как реакция на буллу папы Льва X о прощении всех грехов, которое можно купить уплатив церкви, повлияла на католичество. Сделав ведомую Папами церковь неизмеримо терпимее в вопросах искусства, чем когда либо ранее. Результатом этой терпимости стал так называемый Ренессанс (оказавшийся в XVI веке одной из самых кровавых эр за всю историю человечества) и последовавшие за ним эпохи Просвещения и Прогресса.
Юрий Магаршак
14 марта 2020
Нью-Йорк. Время Коронавируса
Читайте также:
Папа римский Франциск I заявил «Внутри каждого христианина сидит еврей».
как показывают опросы, большинство корейцев разделяют стереотипы относительно огромного еврейского влияния в бизнесе, политике и масс-медиа, но приходят к абсолютно противоположным, чем в Европе, выводам.
Соборные теории подорвали веру в незыблемость папства. Находилось уже мало верующих в авторитет Римского престола. Он сохранился по традиции, само же папство подверглось перемене.
В большом интервью испанской газете La Vanguardia понтифик выразил мнение, что диалог между иудаизмом и христианством должен включать исследование иудейских корней христианства и «расцвет иудаизма в христианстве».
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте: |
||