>> << >>
Главная Выпуск 45 NewConcepts Chapters
History*

ПАПСТВО В ПЕРИОД ГУМАНИЗМА, РЕФОРМАЦИИ И РИМО-КАТОЛИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ XV-XVII ВЕКОВ

Май 2024
Опубликовано 2024-05-13 13:00 , обновлено 2024-05-13 13:19

 Благословение папы в пасхальное воскресенье, 1880-е. Автор ...

Ковальский Ян Веруш

Папы и папство

Период VII.

Папы эпохи Возрождения
(1417—1534 гг.)

204. МАРТИН V 1417—1431. Оддоне Колонна. Родился в 1368 г. в Дженеццано (около Рима). Получил кардинальскую шапку из рук Иннокентия VII. 6 ноября 1417 г. участники Констанцского собора в лице 23 кардиналов и 30 представителей «христианских наций» — Германии, Англии, Испании, Франции и Италии (Польша была причислена к германской нации) — единогласно избрали папой сорокадевятилетнего кардинала Колонну. Новоизбранный папа, не имевший высших посвящений, в течение трех дней был посвящен последовательно в диаконы, священники, епископы, что было необходимо для обладателя верховной власти в церкви. После торжественной коронации, не ожидая закрытия собора, Мартин V поспешил в Италию. Но дорога в Рим заняла у него три года. Свободное вступление в Рим нужно было выкупить у Иоанны II, королевы Неаполя, которая долго торговалась, и самозваного кондотьера Браччи, который, пользуясь хаосом, захватил власть в папском государстве. Сам въезд Мартина V в Вечный город не носил триумфального характера: разрушенные дома, пустующие дворцы и разграбленные соборы свидетельствовали о глубоком упадке по­кинутой папами столицы христианства. Мартин V энергично взялся за восстановление города. Он очень сдержанно относился к решениям завершавшегося Констанцского собора. Сразу же после избрания Мартина V соборные отцы заключили с разными государствами ряд договоров, которые призваны были регулировать внутренние отношения между церковной иерархией и светской властью. Эти договоры никогда не были официально ратифицированы папством. Мартин V высказывал возражения и по поводу тех решений собора, которые ясно провозглашали верховенство собора над властью папы и требо­вали регулярных созывов последующих соборов. Когда в соответствии с постановлением Констанцского собора епископы в 1423 г. вновь съехались в Павию, Мартин V прервал их совещание под предлогом эпидемии, которая вспыхнула в этом районе. На следующий собор, в Сиене, собрались лишь нес­колько епископов, что дало возможность папе отложить его. Папа назначил новый срок созыва собора на 1431 г. Этот собор должен был проходить в Базеле. До открытия его Мартин V не дожил. Он умер, разбитый параличом. Погребен в Латеранском соборе.

205. ЕВГЕНИЙ IV. 1431—1447. Габриэле Кондульмер. Родился в 1383 г. в Венеции. Был племянником папы Григория XII, который отказался от тиары по требованию Констанцского собора. Кондульмер в молодости вступил в отшельнический орден августинцев. По воле своего дяди принял епископство Сие­ны. Позднее получил звание кардинала. Во время конклава (уже после избрания его папой, но до коронации) выборщики принудили его подписать обязательство, что он не будет самовольно назначать новых кардиналов и без согласия кардинальской коллегии не примет ни одного важного решения, касающегося церковных дел. Кардиналы также обеспечили за собой право контролировать финансы папства. Евгений был человеком сурового образа жизни и сторонником твердой руки. На следующий день после коронации он заявил, что не намерен придерживаться незаконно вытребованных у него условий. Затем он решительным образом приступил к ограничению кардинальских привилегий, особенно тех, что были предоставлены кардиналам его предшественником Мартином V. Это вызвало большое недовольство. Сторонники семьи Колонна спровоцировали в городе беспорядки, которые, однако, были быстро ликвидированы папой. На собор, собравшийся в Базеле 23 июля 1431 г., папа послал своим легатом искусного дипломата кардинала Джулиано Чезарини. Вследствие ложной информации о слабой заинтересованности епископов в работе собора Евгений IV решил распустить его. В действительности же дело выглядело иначе, и многочисленно представленные в Базеле епископаты со всей Европы выразили протест против этого решения папы. После двухлетних переговоров Евгений признал наконец собор законным и позволил продолжить его заседания. Главной причиной податливости папы была трудная ситуация, в которой он оказался в связи со все более враждебным отношением к нему римского населения. В 1434 г. организованное семьей Колонна восстание вынудило Евгения IV к побегу. В одеянии монаха папа бежал во Флоренцию, куда за ним последовала часть куриальных сановников. Под защитой Медичи, которые в это время держали в своих руках власть в столице Тосканы, Евгений продолжал править церковью. Пользуясь посредничеством епископа-кондотьера Витейлески, человека сомнительной репутации, папа предпринимает акцию кровавого умиротворения Рима. Одновременно Евгений вступает в тесный контакт с Сигизмундом Люксембургским, которого он ранее короновал императорской короной (в 1433 г.). Пользуясь поддержкой императора, папа решил ограничить претензии соборных отцов, которые все более настойчиво проводили в жизнь принципы конциляризма и пропагандировали тезис о верховенстве соборного епископата над папством. Не консультируясь с папой, соборные отцы дебатировали дело гуситов, церковную реформу, рассматривали проблему восстановления унии с восточной церковью, а также требовали, чтобы часть папских доходов отдавалась в пользу собора. Под предлогом необходимости проведения непосредственных переговоров с представителями восточной церкви Евгений распустил Базельский собор и созвал епископов в Ферраре. Произошел раскол. Часть участников Базельского собора воспротивилась папскому решению и даже потребовала, чтобы папа лично прибыл на собор и объяснил свою позицию. Когда прошел назначенный срок, а папа не приехал, 300 участников собора (среди которых было лишь семь епископов) низложили Евгения и на его место избрали Амедея Савойского, который при­нял имя Феликс V. Однако подавляющее большинство епископов было против нового раскола. В Ферраре, а затем во Флоренции продолжались переговоры с восточной церковью. 6 июля 1439 г. была провозглашена уния двух церквей: латинской и греческой. Было решено также организовать новый крестовый поход против турок. Флорентийская уния, наспех слепленная под давлением внешних обстоятельств, не получила большой поддержки в массах верующих восточной церкви. Ибо «латинцы» не могли понять и признать древние традиции церквей, которые в течение многих веков развивались вдали от влияния папства. Организованный кардиналом Чезарини крестовый поход, в котором главная роль выпала на долю короля Польши и Венгрии Владислава, окончился поражением под Варно (1444 г.). Прогерманская политика Евгения IV, в которой посредником был тогдашний императорский секретарь, поэт и дипломат Энеа Сильвио Пикколомини (позднее папа Пий II), ужесточила антипапскую позицию короля Франции. В 1438 г. Карл VII утвердил принятую французским духовенством «Прагматическую санкцию», которая провозгласила примат со­бора над папством и сформулировала основы так называемой свободы галликанской церкви. Этот акт был в течение последующих веков предметом острых споров между апостольской столицей и французским католицизмом. Хотя значительную часть своего понтификата Евгений провел во Флоренции, он приложил большие старания, чтобы вернуть Риму былой блеск. Благодаря его усилиям в Вечный город приехало много выдающихся гуманистов, мыслителей, писателей, художников, скульпторов и музыкантов.

ФЕЛИКС V. 1439. Амадей, герцог Савойский. После смерти своей супруги, от которой он имел девятерых детей, он построил на берегу Женевского озера замок-монастырь и там в окружении нескольких монахов делил время между мистикой и политикой. Избранный папой на Базельском соборе, он пребывал в Лозаннской епархии. Феликс V назначил нескольких кардиналов, в том числе двух поляков. После 10 лет правления признал верховенство Николая V, который назначил его кардиналом. Умер в 1451 г. Его имя закрывает существовавший до того времени список антипап католической церкви.

206. НИКОЛАЙ V. 1447—1455. Томмазо Парентучелли. Родился в 1397 г. в Сарзане (Лигурия) в семье врача. Будучи молодым священником, служил у кардинала Николая Альбергати, одного из соавторов Флорентийской унии. Назначенный епископом Болоньи, Парентучелли выполнял функцию папского легата в Германии и Неаполе. Он в значитель­ной степени способствовал заключению Венских конкордатов — договоров, которые регулировали взаимоотношения между папством и германскими княжествами (1448 г.). После вступления на трон св. Петра Николай V стремился к упрочению мира среди христиан. Он был человеком скромным, без больших амбиций, настоящим гуманистом, преклоняющимся перед традициями классической античности. Большой его заслугой было создание Ватиканской библиотеки, которая является до сего дня ценнейшим собранием рукописей классической ли­тературы. 23 мая 1453 г. после 53 дней осады был взят турецкими войсками Константинополь. Христианская Византийская империя перестала существовать. Весть об этом потрясла Европу, но меры Николая V, направленные на возобновление крестовых походов против Оттоманской империи, не нашли поддержки со стороны западных королевских дворов. Христианская солидарность существовала в то время уже только на словах. Последние годы жизни страдавший от подагры папа посвятил развитию культуры и искусства в своей епархии. Его щедрость вошла в поговорку. Он хотел перестроить старинный Ватиканский собор, но ему уже не хватило ни сил, ни средств, чтобы претворить в жизнь этот свой замысел. Мягкий по характеру, Николай V единственный раз был вынужден применить суровые меры по отношению к некоему Стефано Поркаро, фанатику, который с первых месяцев понтификата Николая V непрестанно устраивал заговоры про­тив папы. Будучи несколько раз схваченным папской охраной, он получал прошение Николая V, который даже награждал его золотом и назначил губернатором Кампании. Когда же, несмотря на это, Поркаро вернулся в Рим, чтобы снова составить антипапский заговор, Николай V потерял терпение и приговорил пойманного заговорщика к смертной казни. Гуманисты в Риме признали папское решение не столько нехристианским, сколько не согласующимся с идеалами, пропагандировавшимися античными философами.

207. КАЛИКСТ III. 1455—1458. Алонсо де Борха (Борджа, Борджиа). Родился в 1378 г. в Испании. Антипапой Бенедиктом XIII был назначен каноником и профессором в Лериде. Затем переехал в Италию. Когда благодаря его стараниям король Неаполя Альфонс I признал папой Мартина V, последний назначил Алонсо епископом Валенсии. Евгений IV поднял его до кардинальского достоинства. Став папой, Каликст посвятил все свои силы и средства поддержке регента Венгерского королевства Яноша Хуньяди, армия которого задержала под Белградом наступление турецких войск (1456 г.). В честь этой победы папа установил праздник Преображения Господня, который отмечается 6 августа. Он ввел также в храмах ежедневно в полдень колокольный звон (называемый «турецким») в честь Ангела Господня. В правление Каликста вернулись времена безграничного непотизма, раздачи церков­ных должностей и кардинальских шапок родственникам и сторонникам семьи Борджа. В 1456 г. Каликст III приказал пересмотреть процесс, в результате которого в 1431 г. была приговорена к сожжению на костре героиня французского на­рода Жанна д'Арк.

208. ПИЙ II. 1458—1464. Энеа Сильвио Пикколомини. Родился в 1405 г. в Корсиньяно (ныне Пьенца) около Сиены. Учился в Сиенском университете. Молодой гуманист зачитывался произведениями Цицерона, Ливия и, подражая римским поэтам, писал эротические стихи. С 1430 г. выполнял функции секретаря трех епископов и трех кардиналов, проявив при этом большие дипломатические способности, которые использовал, в частности, при дворе германского императора. В 40 лет он принял священнический сан и поступил на службу к Евгению IV, который назначил его епископом Сиены, а затем — кардиналом. В 1458 г. после бурного конклава он был избран папой. Принял имя Пий в честь латинского поэта Вергилия, который назвал «на­божным» (по-латыни pius) патрона папы — мифического Энея, предка римлян. Будучи гуманистом, Пий II поддерживал развитие культурной жизни при папском дворе. Сам он постоянно интересовался классической литературой, проводя ночи, как сам об этом говорил, за чтением латинских поэтов или за написанием собственного дневника. Он оставил после себя единственную известную нам папскую автобиографию, называвшуюся «Комментарии». Ее рукопись хранится в Ватиканской библиотеке и до сих пор не дождалась полного, не урезанного церковной цензурой издания первоначального текста. Во времена Пия II расширился римский университет, называвшийся «Сапиенца». Пий II вынашивал фантастические планы обращения в христианство турецкого султана. Он предпринял также усилия, направленные на организацию большого крестового похода с целью отвоевания у турок Константинополя. 14 августа 1464 г. папа стоял у окна, тщетно ожидая появления союзнического флота, который он намеревался лично препроводить до Босфора. Когда его известили о том, что ни один корабль не прибудет, папа умер от огорчения.

209. ПАВЕЛ II. 1464—1471. Пьетро Барбо. Родился в Венеции в 1417 г. Был племянником папы Евгения IV. В 23 года был назначен кардиналом. После избрания на папский трон пытался ограничить чрезмерное честолюбие кардиналов, которые добива­лись для себя права осуществлять контроль над папским правлением. Он очень плохо владел латынью, не был гуманистом и не поддерживал преклонения членов возникшей в тот период Римской академии перед традициями папского Рима. Процесс, начатый инквизицией против гуманистов Помпония Лета (1428—1497) и Платины (ум. в 1481 г.), показал, что они не представляют опасности для папства. Павел II приказал освободить их, а его преемник, Сикст IV, назначил Платину префектом Ватиканской библиотеки. В 1464 г. в бенедиктинском монастыре в Субиако была создана первая на территории Италии типография. В 1467 г. Павел II приказал перевезти ее в Ватикан. Папа был коллекционером-нумизматом, он собирал также драгоценные камни. Его коллекции обогатили собрания Ватиканского музея. Старания папских легатов на междуна­родной арене не принесли решения конфликтов с Францией, Венецианской республикой и Флоренцией. Перспектива организации совместного крестового похода против турок отдалялась с каждым годом.

210. СИКСТ IV. 1471—1484. Франческо делла Ровере. Родился в 1414 г. в Савоне, близ Генуи, в обедневшей дворянской семье. Вступил во францисканский орден, который направил его для изучения юриспруденции в Падую и Болонью. В 1464 г. был из­бран генералом ордена, а тремя годами позднее назначен кардиналом. Был автором нескольких трактатов по церковному праву. Тиару получил в результате шагов, не лишенных характера подкупа. Став папой, неустанно радел об интересах собственной семьи. Идеалом делла Ровере было создание из папства (по образцу других княжеств Италии) светской монархии, управляемой кардиналами, связанными с папой родственными узами. Сикст IV возвел в кардинальское достоинство пять своих непотов, а десять других назначил на высокие церковные должности. Его родовое честолюбие было причиной серьезных конфликтов с Флоренцией, Миланом и Венецией, которые с беспокойством следили за ростом могущества семьи делла Ровере. Вмешательство короля Франции Людовика XI и неаполитанской монархии подлило еще масла в огонь. Папская семья втянулась в различные локальные военные конфликты, которые папа не одобрял, но и ничего не делал, чтобы их предотвратить. В 1482 г. Сикст IV опубликовал нормы, определяющие границы деятельности инквизиции в Испании, подчиняя ее управлению великого инквизитора, первым из которых стал доминиканец Торквемада. Большое вни­мание папа уделял развитию искусства. Его именем названа капелла, построенная при папских покоях в Ватикане (Сикстинская капелла). В 1476 г. Сикст IV ввел праздник Непорочного зачатия (8 декабря). В 1482 г. он канонизировал Бонавентуру — средневекового францисканского теолога. Несмотря на несомненные заслуги в развитии культуры эпохи Возрождения, понтификат Сикста IV, который в большой степени способствовал обмирщению папской курии, был в целом критически оценен многими церковными писателями и историками. «Папа этот, — писал Макиавелли,— был первым, который доказал, насколько большой властью он располагает и сколько дел, которые впоследствии оказались ошибками, можно скрыть под плащом папского авторитета».

211. ИННОКЕНТИЙ VIII. 1484—1492. Джамбаттиста Чибо. Родился в 1432 г. в Генуе. Семья Чибо была в родстве с влиятельным и богатым генуэзским родом Дориа. Джамбаттиста учился в Падуе и Риме. Плодом его бурной молодости было многочисленное внебрачное потомство, которое в период понтификата Иннокентия заселило ватиканские дворцы. Павел II назначил молодого Чибо епис­копом Савоны, а затем — кардиналом. По протекции семьи делла Ровере он был избран папой. Иннокентий VIII ни в чем не изменил стиль правления своего предшественника. Стремясь заручиться поддержкой богатых Медичи, он женил своего вне­брачного сына Франческетто на дочери Лоренцо Великолепного — Магдалене Медичи. Свадьба состоялась в Ватикане. Папа назначил четырнадцатилетнего сына Лоренцо Медичи — шурина своего сына — кардиналом. Занятый делами своей семьи, Иннокентий не уделял должного внимания общей религиозно-политической ситуации. Он пытался сдерживать притязания оттоманского двора, держа при своем дворе в качестве заложника брата султана. Чтобы выкупить брата, султан Баязид II отдал папе реликвию— священное копье, которым, по преданию, был пробит бок Христа. Папа принял подарок, но заложника не выпустил, В 1484 г. Иннокентий VIII издал известную буллу против ведьм, которая стала причиной многих кровавых процессов в странах христианской Европы. В 1492 г. испанцы заняли Гренаду — последний бастион ислама на Иберийском полуострове. По инициативе Иннокентия VIII рядом с Ватиканским был построен дворец Бельведер, который служил местом для проведения празднеств и развлечений папского двора. Ныне на месте разобранного в XVI в. Бельведера расположен Ватиканский музей.

212. АЛЕКСАНДР VI. 1492—1503. Родриго де Борха (Борджа). Родился в 1430 г. недалеко от Валенсии. В 26 лет своим дядей Каликстом III был назначен кардиналом и епископом Валенсии, хотя и не имел высшего церковного сана. В 1460 г. он связал свою жизнь с Ваноццой Катанеи, от которой имел нескольких детей. Спор между представителями семей делла Ровере и Борджа на конклаве в 1492 г. окончился избранием кардинала Родриго, который купил большинство голосов обещаниями богатых бенефициев. История понтификата Александра VI ограничивается почти исключительно борьбой папской семьи за власть не только в Папском государстве, но и во всей Италии. Старший из сыновей папы Чезаре Борджа, человек бешеного честолюбия, был назначен кардиналом. Младший, Джованни, женился на племяннице короля Испании. Дочь Лукреция имела трех мужей, из которых один был убит своим шурином Чезаре. Династия Борджа захватывала власть с помощью интриг и убийств. Бежавший во Францию кардинал Джулиано делла Ровере уговорил короля Карла VIII предпринять поход против Рима. Осенью 1494 г. прекрасно вооруженная французская армия перешла Альпы, заняла Милан. Флоренцию, где ее приветствовал Савонарола проповедник и религиозный реформатор, и 3 декабря 1494 г. вступила в Рим. Александр VI закрылся в Замке св. Ангела и вступил в переговоры с королем Франции. Карл VIII двинулся затем на юг и 12 мая короновался как король Неаполя. Успехи французских завоевателей вызвали сопротивление итальянских городов. 31 марта 1495 г. возникла антифранцузская Венецианская лига, к которой присоединился и папа Борджа. Карл VIII вынужден был отступить и после поражения под Пармой с трудом пробился назад, во Францию. Семья Борджа торжествовала. Александру VI оставалось еще по­кончить с Савонаролой доминиканским монахом, пламенные проповеди которого клеймили испорченность папского двора. Рука инквизиции дотянулась-таки до него, и флорентийский проповедник погиб на костре 23 мая 1498 г. В последние годы понтификата Александра VI самодержавным владыкой в Центральной Италии был кардинал Чезаре, который поочередно ликвидировал все важнейшие очаги сопротивления власти Борджа. Он не пощадил даже некоторых римских кардиналов, ко­торые по его наущению были отравлены или убиты. В какой степени папа был непосредственно ответствен за преступления своего сына, трудно судить. Отсутствие доступа к секретным ватиканским документам не позволяет выяснить всех обстоятельств этих трагических событий. Нет сомнения, что Александр VI был от природы человеком благожелательным и не склонным к жестокости, но совершенно безвольным перед нажимом своего окружения. Он не проявлял большого интереса к делам церкви. За год до смерти у Александра VI родился еще один сын. 4 марта 1493 г. Александр VI опубликовал буллу «Inter Caetera», которая признавала за королями Испании и Португалии исключительное право на владение землями, добытыми в заморских походах. Папа, считая себя владыкой всего земного шара, провел демаркационную линию, идущую от Северного до Южного полюса: то, что лежало на запад от этой линии, должно было принадлежать Испании, а то, что на восток,—Португалии. Папа предоставил также монархам Испании и Португалии право патроната, которое обеспечивало им полную свободу в организации религиозной жизни на вновь открытых землях. Александр VI умер в возрасте 73 лет естественной смертью.

213. ПИЙ III. 1503. Франческо Тодескини-Пикколомини. Кандидатами на папский престол на конклаве, собравшемся после смерти Александра VI, были французский кардинал д'Амбуаз и его друг Джуалиано делла Ровере, который вернулся из изгнания. Ни один из них не получил, однако, большинства голосов. Папой был избран племянник Пия II, шестидесятипятилетний подагрик кардинал Пикколомини, который к тому же имел лишь сан диакона. Он умер через три недели после избрания. Современные ему хронисты утверждали, что он был отравлен, но доказательств этого нет.

214. ЮЛИЙ II. 1503—1513. Собравшийся снова конклав отдал тиару Джулиано делла Ровере. Доказано, что последний подкупил значительную часть выборщиков. Но тремя годами позже папа делла Ровере, который в честь римского императора принял имя Юлий, строго осудил всякие попытки подкупа во время конклава. Джулиано делла Ровере родился в 1443 г. в Альбиссоле около Савоны. Вступил в орден францисканцев, где получил хорошее образование. Назначенный кардиналом своим дядей Сикстом IV, он энергично взялся за укрепление влияния своей семьи в папском государстве. Кардиналам-выборщикам он представился как поборник мира и независимости папства. В действительности же его понтификат был непрерывной чередой военных походов, в которых часто папа лично принимал участие, сражаясь неоднократно в первых шеренгах своей армии. Во время всех походов папской армии Юлий II приказывал нести перед собой дарохранительницу с облатками для причащения. Главными противниками Юлия были Венеция и Франция. В результате войн, которые вел Юлий, территория Папского государства была значительно расширена. Для защиты границ и привилегий Панского государства Юлий II создал швейцарскую гвардию, состоящую из добровольцев, жителей Швейцарии, неженатых и опытных в военном искусстве. Их красочную униформу проектировал Микеланджело. Стоящая ныне рядом с папой почетная стража является реликтом этого гарнизона, численность которого во времена Юлия была намного больше. Юлий II вошел в историю не только как один из наиболее во­инственных пап, но и как щедрый (хотя и деспотичный) меценат искусства. В 1506 г. было начато строительство нового собора св. Петра в соответствии с планами архитектора Донато Браманте (1444 — 1514). В1512 г. были открыты для обозрения фрески в Сикстинской капелле, которые считаются вершиной творчества гениального Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Этот же художник был создателем незаконченного над­гробия Юлия II и прекрасного купола, венчающего Ватиканский собор. В 1508—1512 гг. апартаменты Ватиканского папского дворца украшает еще один знаменитый художник, Рафаэль Санти (1483—1520). Юлий II, как и его предшественники, покровительствовал своим родственникам, назначая епископами и кардиналами членов рода делла Ровере и породненной с ним семьи Орсини. Тогда уже вошло в обычай, что самый близкий племянник папы (непот) получал кардинальскую шапку и занимал в римской курии должность папского наместника. Юлий II позаботился о том, чтобы его внебрачные дети (а их было несколько) заключили выгодные браки, которые принесли им богатство и почет и связали род делла Ровере со знатнейшими родами Европы. В 1512 г. папа созвал в Латеране XVIII Вселенский собор, который призван был обсудить реформу церкви. Это было вызвано единодушным требованием многих представителей тогдашнего западного христианства. Больной Юлий II не принимал участия в работе собора. Он умер 21 февраля 1513 г. Юлий II был первым папой, труп которого забальзамировали.

215. ЛЕВ X. 1513—1521. Джованни де Медичи. Родился 11 декабря 1475 г. во Флоренции. Был вторым сыном Лоренцо Великолепного, властителя Флоренции. В 13 лет был назначен кардиналом. Во времена папы Александра VI, который преследовал Медичи, вернулся во Флоренцию, а затем путешест­вовал по всей Европе. Был в Германии, Нидерландах и Франции. В 1500 г. вернулся в Рим. Принял участие в сражении с французскими войсками под Равенной (1512 г.) и попал в плен, из которого ему удалось бежать. В том же году, когда после подавления восстания Савонаролы власть во Флоренции снова оказалась в руках Медичи, кардинал Джованни правил республикой вместе со своим братом. Годом позднее он был избран папой в результате почти единодушного голосования кардиналов. Ожидали, что опытный тридцативосьмилетний Ме­дичи примирит интересы папского государства и Флоренции и создаст соответствующие условия для обеспечения мира в Италии. Лев Х предпринял шаги, чтобы урегулировать отношения апостольской столицы с Францией, что представлялось папству особенно полезным, учитывая угрозу, какую представляло для интересов папского государства возрастающее могущество Габсбургов. Экспансионистская политика императора Максимилиана (1493—1519) и особенно его союз с испанским двором нарушали равновесие военных и политических сил в Европе. Именно этого больше всего опасалось папство, пекущееся о своей автономии. В 1516г. Лев Х подписал с «христианнейшим» королем Франции (именно такой титул присвоило ему папство) Франциском I конкордат, который несколько смягчал положения «Прагматической санк­ции», признавал за французским двором право назначения почти на все епископства, аббатства, приорства. Рим не возражал даже против назначения светских лиц на церковные должности, если под их именем руководящие функции будут выполнять представители духовенства. Этот договор действовал во Франции до революции 1789 г. В 1517 г. закончил работу V Латеранский собор, который принял несколько сформулированных в общем виде решений, рекомендующих провести реформу церкви. Принял также постановление о римской курии и об утверждении первых банков (называемых благочестивыми), деятельность которых была признана епископами полезной, даже при взимании ими «разумных и умеренных плат за предоставление ссуд». Со своей стороны Лев Х увенчал работу собора буллой «Pastor aeternus gregem», в которой повторил известный теократический тезис о «наивысшей папской власти», провозглашенный папой Бонифацием VIII. Политическая и религиозная деятельность Льва Х не мешала ему вести великосветский образ жизни при папском дворе. Самым любимым развлечением Льва Х была охота и устройство великолепных празднеств, разнообразив­шихся театральными представлениями, балетами и танцами. На эти развлечения папа ежегодно расходовал вдвое больше той суммы, что приносили папские имения и рудники. Таким образом, он растранжирил весь золотой запас, который оставил ему в наследство Юлий II. К этому приближались и расходы на курию, которая насчитывала тогда 638 чиновников, на непотов, многочисленных артистов, скульпторов, художников, писателей, комедиантов, папских шутов и т.п. При Льве Х наибольший триумф одержал Рафаэль Санти. Зато Леонардо да Винчи (1452 — 1519) после двух лет пребывания в Риме покинул «испорченный» город. Многие известные гуманисты приезжали в Рим, чтобы подивиться блеску папского двора. Одни восхваляли великолепие празднеств, других поражала и даже огорчала роскошь духовенства и языческий образ жизни христи­анской столицы. Среди последних был знаменитый философ Эразм Роттердамский (1469—1536) и молодой ревностный монах Мартин Лютер. Чтобы увеличить свои доходы, Лев Х назначил несколько кардиналов, которые должны были оплатить свой титул весьма значительными суммами, поступавшими в папскую казну. Другим источником доходов призвана была служить продажа «отпущений» и грамот, скрепленных папской печатью, которые гарантировали каждому исповедавшемуся грешнику освобождение от мук чистилища. Акцию продажи «отпущений» доверили доминиканцам. Она оказалась искрой, из которой разгорелся всеобщий протест значительной части западной христианской общественности. От ее имени папскую акцию резко осудил Мартин Лютер. Перед лицом отклика, который вызвало его выступление. Лев Х предложил, во-первых, начать переговоры с руководителями нового реформаторского движения (проводил их по поручению папы кардинал Фома де Вио, прозванный Каетаном), а затем 15 июня 1520 г. огласил бул­лу «Exurge Domine», торжественно осуждающую Лютера и приказывающую сжечь его труды, которых папа лично никогда не читал. Лев Х и его курия считали, что таким способом бунт реформаторов удалось успешно остановить и он никогда не возродится. В веселящемся и танцующем Риме не отдавали себе отчета в том, что над Европой нависла опасность полного раскола западного христианства. Лев Х умер неожиданно 1 декабря 1521 г. в возрасте 46 лет, не успев собороваться. Его похороны были скромными, так как папская казна была почти пуста.

216. АДРИАН VI. 1522—1523. Адриан Флоренс. Родился в 1459 г. в Утрехте (Голландия) в бедной семье. Благодаря своим способностям получил образование и выполнял функции преподавателя в Лувенском университете. Со временем он занял пост вице-канцлера этого учебного заведения. Император Максимилиан доверил ему воспитание своего внука—будущего императора Карла V. В 1516 г. Адриан выполнял функции сорегента Испании. Затем был назначен епископом Тортосы и получил кардинальскую шапку. Застигнутая врасплох неожидан­ной смертью Льва Х кардинальская коллегия постановила отдать тиару отсутствовавшему на конклаве испанскому кардиналу, рассчитывая на поддержку дома Габсбургов. Кардинал Адриан никогда до этого не бывал в Риме и, хотя и дал согласие на свое избрание папой, все время откладывал приезд в Вечный город, поскольку получил известие о том, что римляне возмущены избранием «чужеземца», к тому же происходившего из «самой низкой фландрской нации». Коронация его состоялась только 31 августа 1522 г. Ему уже не хватило жизни на то, чтобы осуществить (как он очень того хотел) реформу обычаев римской курии. Тем не менее он приказал закрыть знаменитый ватиканский Бельведер — место развлечений папской свиты. Он намеревался предпринять миротворческие и объединительные шаги на международной арене и искал соглашения с пред­ставителями Реформации. Адриан, который, принимая папскую тиару, не изменил своего имени, умер 14 сентября 1523 г. Он был последним, вплоть до Иоанна Павла II, папой-неитальянцем.

217. КЛИМЕНТ VII. 1523—1534. Джулио де Медичи. Родился в 1475 г. Был внебрачным сыном Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. Адриан VI назначил его архиепископом Флоренции и кардиналом. После двухмесячных споров карди­налы избрали его папой. Его понтификат, продолжавшийся 12 лет, был чередой непрерывных поражений и неудач. Не обладая никакими дипломатическими способностями, он ввязался в переговоры с Францией, Венецией и Миланом против возрастаю­щего могущества Габсбургов. Армия Карла V оказалась сильнее. Германские войска прорвались в Рим и подвергли город такому разорению, какого он не испытывал со времен нашествия варваров. Разрушение столицы христианства, известное в истории как «Saccodi Roma», закрыло эру папства эпохи Возрождения. Климент VII пересидел осаду за толстыми сте­нами Замка св. Ангела. По прошествии семи месяцев он признал испанско?германское господство на Апеннинском полуострове, а в 1530 г. признал за Карлом V право на императорскую корону. Чтобы не лишиться полностью поддержки французов, Климент уговорил свою племянницу Екатерину Медичи вступить в брак с сыном Франциска I Генрихом II. В последние годы понтификата Климента VII произошел раскол между английской и римской церквами. Причиной его был не только конфликт между Климентом VII и Генрихом VIII, которого Лев Х наградил титулом «очень католического короля» Англии. Генрих требовал признать недействительным его брак с Екатериной Арагонской, в чем папа ему отказал, несмотря на то что первоначально обещал это Генриху. Отделение английской церкви от папства имело, однако, более глубокие истоки как в традициях христианства на Британских островах, так и в чрезмерном автократизме папства. Умерший 25 сентября 1534 г. Климент VII был похоронен в соборе Божьей матери сопра Минерва. Резко уменьшившееся после перенесенного поражения население Рима не оплакивало его.

После Ферраро-Флорентийского собора папство вышло, казалось бы, победителем: преодолен был раскол, и император был в единстве с папой. 1450 год был объявлен юбилейным, и множество людей направлялось в Рим за индульгенциями. Но это – внешняя сторона.

Соборные теории подорвали веру в незыблемость папства. Находилось уже мало верующих в авторитет Римского престола. Он сохранился по традиции, само же папство подверглось перемене. Если в средних веках папы видели в светских владениях лишь гарантию церковной независимости, внешнее средство для лучшего исполнения своих обязанностей, то их преемники в XV-XVI вв. сделали из средства цель и превратили духовный авторитет в простое оружие для политического усиления. Апостольский авторитет превратился в финансовый источник постоянных доходов. Индульгенции сделались вывозным товаром. Одной из забот Римских епископов были династические интересы, и папский непотизм достигает огромных размеров (непотис – "племянник"; непотизм – практика, когда на высшие церковные и государственные посты устраивали своих родственников).

Папа Сикст IV (1471-1484 гг.), например, преследовал одну цель – образование для своего племянника княжества. Он был гуманистом: при нем построена и расписана Сикстинская капелла, заложена основа Ватиканского музея, организовано было общество антикваров.

Папа Иннокентий VIII (1484-1492 гг.) с огромной энергией заботился об устройстве судеб своих семи сыновей: двое из них стали кардиналами, трое других заключили выгодные браки.

Папа Александр VI Борджиа (1492-1503 гг.) не останавливался ни перед чем в достижении своих династических целей, даже отравлял некоторых кардиналов, чтобы новых принять за деньги. Правда, и сам он отравился, и его сын по той же причине не стал принцем (отравился).

В XV-XVI вв. в Западной Европе намечались два движения:

 

Гуманисты ставили на первое место свободу мысли и свободу чувства, желали критически относиться ко всякому традиционному авторитету, отталкиваясь от традиционных античных ценностей.

Гуманисты предпочитали скрывать свои убеждения и выступали под другим знаменем. Против монашества они выступали с монашеских идеалов, критикуя, что монахи не живут, как должно, и иногда говорили, что монашество вредит. Папы этого не замечали, пользуясь их услугами, когда надо было кого-либо обличить. Попадали гуманисты и в руки инквизиции, но отказывались от своих слов, говоря, что их неверно поняли.

Постепенно гуманизм становится чертой Римских пап и клириков РКЦ. Этим путем папство шло к самоотречению.

Так, папа Лев X (1513-1521 гг.), второй сын герцога Флоренции Флоренца Великолепного по традиции был посвящен Церкви: с детства – в клире, с семи лет – священник (не служил, но получал доходы). В 13 лет он стал кардиналом, а с 17-ти лет переселился в Рим. Отец советовал ему иметь хорошую конюшню, давать больше банкетов, чем принимать. Джованни Медичи (мирское имя папы) любил охоту, раскопки античности, хорошие книги. Выше всего он ценил удовольствия и страстно развивал все свои способности, чтобы сделать себя восприимчивым ко всему красивому, чтобы можно было наслаждаться природой, музыкой, литературой и т.д. К религиозным вопросам он относился с равнодушием. Хотя и имел элементарное чувство справедливости, на первом месте у него стоял эгоизм. В 37 лет, вступая на папский престол, он сказал: "Насладимся папством, потому что Бог дал нам его". Так он и папствовал (есть портрет Льва X кисти Рафаэля). Но с возрастом возможности уменьшались, а потребности росли. Папа стал меценатом художников, писателей. В Рим стекаются деятели искусства. Даже из Португалии папа вызвал математика, который писал в стихах. Лев X сам любил петь, выступал перед малой аудиторией, был поклонником театра, и все новые пьесы ставились сначала перед ним (в том числе и комедия "Мандрагора", которая позже, в XX в. снята по нравственным причинам). Особо ценил папа остроумие, охотно участвовал в пирах, банкетах, охоте. Папа передвигался в сопровождении целой кавалькады, и когда это видели не римляне, то они становились на сторону Лютера. Паломинки, входя в Рим, целовали землю, а уходили с чувством неправоты папства.

Папе требовались большие средства: одна только кухня требовала 1/2 доходов всей Италии. Начинает широко возрождаться индульгенция (даже без связи с таинством покаяния). Широко продаются церковная утварь, сосуды, должности. Лев X говорил: "Христианство есть доходная басня". Поэтому появилась поговорка после смерти папы: "Папа умер без Причастия, потому что продал все Святые Дары" (он действительно умер без Причастия).

Папа был не злым, но в трудный момент казнил близких людей, захватил их имущество, продал их должности. Умер папа великим должником. Продана была и тиара. Римские банки им были разорены.

При Льве X сохранился индекс запрещения книг. Но причиной этого была не идея сохранения достоинства Церкви, а то, что авторитет папства должен сохраниться ради него самого.

При Льве X проходил еще один Вселенский Католический собор (XVIII-й). Начался он еще в 1512 г. и длился до 1518 г. Целью собора было упорядочение церковной жизни. Многие указывали папам, что практика индульгенций вредна, но этот V Латеранский собор ничего не предпринял.

Когда архиепископ Магдебургский Альберт стал по совместительству еще и архиепископом города Майница, то вынужден был заплатить за это 29000 дукатов. Папа Лев X 31 марта 1515 г. особой буллой организовал в епархии этого архиепископа 5-летнюю продажу полных индульгенций. 1/4 вырученных средств от их продажи должны были идти на строительство собора Святого Петра в Риме (в современном его виде), а часть – императору Максимилиану. В 1517 г. в Виттенберг прибыл доминиканский монах Тецель с этими индульгенциями. Он был поэтичным человеком и составил особую песенку об индульгенциях: "Как только монета упадет в ящик, душа тотчас выпрыгивает из огня". Это услышал Лютер, прибивший затем к дверям храма табличку с 95-ю тезисами.

Так 1517 г. положил начало реформации. Лютер начал с борьбы с индульгенциями, а кончил ее отрицанием папы (как слугу антихриста), отрицания РКЦ как Церкви. За 100 лет с начала реформации от РКЦ отошло около 90 млн. чел. большая часть Германии, Голландии, Швейцарии, Англии, Шотландии, часть Франции (гугеноты), Скандинавские страны, часть Чехии. За РКЦ остались лишь южная Европа и Франция.

Стало ясно, что если не принять каких-либо мер, то РКЦ может развалиться. И меры были приняты – решения Тридентского собора и образование ордена Иезуитов.

Тридентский собор, XIX Католический (1545-1563 гг.)

За время работы собора сменились папы: Павел III (+ 1549 г.), Юлий IX (+ 1555 г.), Марцелин (+ 1555г.), Пий IV (+ 1565 г.).

Первые шаги предпринял Павел III в 1536 г., издав специальную буллу. Но были расхождения между испанско-германским императором Карлом V и Французским королем Франциском I. Ибо предполагалось, что собор будет объединительным с лютеранами. На этом настаивал Карл V, будучи католиком, но зная, что большинство в Германии стали протестантами. Папа же настаивал на своем, и лютеран приглашал не как равных, но как обвиняемых. Протестанты отказались приехать. На соборе были только католические епископы и аббаты.

В продолжение 25-ти сессий собор решал догматические и дисциплинарные вопросы. Среди догматических вопросов рассматривались те, по которым было расхождение с лютеранами – о Священном Писании и Предании, о первородном грехе, об оправдании, о чистилище и индульгенциях (лютеране и кальвинисты уже определились к этому времени, а РКЦ еще нет). Особым был вопрос о происхождении епископской власти (Подробно о соборе см. [1], [12]).

I. Канонические постановления

1. О Священном Писании и Предании.

По этому вопросу были приняты следующие решения:

 

После собора вышли исправленные издания Вульгаты. Первое издание, которое было сделано при Сиксте VI, признали некачественным и уничтожили. До II Ватиканского собора (XX в.) сакрализация латинского текста Вульгаты была нормой для католического сознания. Лишь после II Ватиканского собора Вульгата переведена на национальные языки.

2. В области сотериологии (об оправдании) против лютеранского спасения с помощью одной лишь веры постановлено: для оправдания человека необходимы и добрые дела.

3. Учение о таинствах.

Так как Лютер оставил всего лишь два таинства, то вопрос о таинствах необходимо было рассмотреть. – Было подтверждено, что Церковь знает 7 Таинств.

 

II. Дисциплинарные постановления.

1. В отношении епископата.

 

2. Была упорядочена практика апелляций.

Еще Сардикийский собор принял решение по этому вопросу. Но часто местные епископы не связывались с богатыми людьми, которые могли апеллировать в Рим. И поэтому апелляцию разрешалось давать лишь по инстанциям: на епископа митрополиту и т.д. Лишь последняя инстанция – папа.

3. Было предписано построение семинарий в каждой епархии, где должны были обучаться мальчики с 12 лет, желательно из бедных семей.

4. Принят ряд правил о монашествующих.

 

После Тридентского собора РКЦ укрепилась и в дисциплинарном плане, и готова была дать ответ лютеранам. В результате Тридентского собора было издано Тридентское исповедание веры, Римский катехизис, Римский Мессиал. Новые редакции Мессиала и катехизиса сделаны лишь в XX в.

Орден Иисуса (Иезуиты)

Фактически Орден Иезуитов начал действовать с 1543 года, а устав его был принят в 1540 году. Иезуиты в борьбе с реформаторами использовали и политические средства. В это время велась и вооруженная борьба католиков с протестантами.

Во Франции, например, шла борьба с гугенотами (кальвинистами), апогеем которой явилась Варфоломеевская ночь 1572 г., когда при короле Карле IX за одну ночь было убито около 30 000 человек во Франции. Сам Карл IX стрелял из окна в гугенотов, тогда как католики носили опознавательные кресты. Последствия этой трагедии вылились в 30-летнюю войну 1618-1648 гг., в которой принимала участие почти вся Европа, разделившаяся на католиков и протестантов .

На этот тяжелый период приходится организация конгрегации инквизиции (1542 г.) и конгрегации индекса (1571 г.). Тем не менее, реформация отторгла от католического мира ряд стран. Эти потери и стремились компенсировать иезуиты усилением миссионерской деятельности в Азии, Африке, Южной Америке. В 1596 г. при содействии иезуитов была заключена Брест-Литовская уния.

Велась борьба с реформистскими течениями и в самой РКЦ. Наибольшую заботу доставляли два течения.

Первое – галликанство – за автономию и внутреннюю независимость Французской церкви от Рима, поддерживаемое Французским королем. В 1682 г. была провозглашена независимость Французской церкви от папы и подчинение ее королю (при Людовике XIV). Но в результате энергичных протестов папы и ряда его уступок через 10 лет король отказался от декларации (Людовик много воевал, нужны были средства, и папа отдал ему налоги курии из Франции).

Другое течение – янсенизм – богословское течение, получившее название от имени голландского епископа Янсения (конец XVI – начало XVII вв.). Главное сочинения Янсения "Августин" было опубликовано после его смерти. В нем Янсений до крайности развивал сотериологию Бладенного Августина, почти до безусловного предопределения минимизировал значимость человеческих усилий. Его книга попала в число запрещенных в 1643 г., но сторонники течения в Голландии и Франции в начале XVIII в. отделились от РКЦ (в Голландии), образовав Утрехтскую церковь, которая существует и по ныне (от них старокатолики взяли иерархию).

Государство Иезуитов в Парагвае

Испанцы и Португальцы осваивали Америку. Парагвай открыт испанцами в 1516 г. В 1536 г. была основана столица Парагвая Асунсьон. К северу от нее была империя инков. А в Парагвае жили индейские племена гуарани (не инки).

В начале миссионерами здесь были доминиканцы, затем иезуиты. Они стали стремиться сделать принятие Христианства привлекательным. Во-первых, иезуиты защищали обращенных индейцев от главного бедствия – охоты за рабами. Они приучили индейцев к оседлой жизни, переселив их в крупные селения, называемые редукциями. Сначала планировалось так сделать на территории до Атлантического океана, затем – в узком небольшом районе. Иезуиты добились от испанской короны права давать индейцам огнестрельное оружие (его имели только европейцы). Иезуиты получили и другие права: их область освобождалась от подчинения местным властям и местному епископу. В этой области иезуиты были единственными европейцами. Никто из европейцев не имел права без их разрешения пребывать в этой области, да и то не более трех суток. Индейцы тоже не могли выходить из области без сопровождения иезуитов. Иезуиты создали письменность и грамоту языка гуараго, которым обучили индейцев.

Таким образом основанное государство состояло почти из 200 000 индейцев, около 10 000 негров и 300 иезуитов. В редукциях жили по 2-3 тыс. человек и меньше (500-600 чел.). Самая большая редукция насчитывала 30 тыс. чел. Во главе редукции стояли два священника-иезуита. Старший исповедник – вел духовное окормление, культовые вопросы; младший считался помощником и вел хозяйственные вопросы. Им двоим принадлежала неограниченная власть в редукциях. Священники показывались индейцам во время богослужения, а общение с ними осуществлялось через должностных лиц из местного населения – кациков. Эти лица избирались ежегодно. Иезуиты составляли список кандидатур, а избирание производилось поднятием рук. Каждое утро кацики получали указания. Законов никаких не существовало, было каждодневное решение иезуитов. Они выслушивали исповедь, которая была для индейцев обязательной, они же назначали наказания за проступки: личный выговор, публичный выговор, порка кнутом, тюремное заключение, изгнание из редукции.

Вся жизнь в редукции основывалась на том, что индейцы не владели почти ничем. Ни дома, ни земля, ни орудия труда не были их собственностью.

Вся земля в редукции делилась на две части: тупамба (Божия земля) и анамба (личная земля). Обе части принадлежали редукции, но одна часть обрабатывалась общиной, а другая – отдельной семьей. Анамба выдавалась во время женитьбы, а по смерти мужа забиралась. Вдову и семью обеспечивала община. Семена и инвентарь выдавались через кацика. Урожай собирался кациками и выдавался порциями семьям. При этом индейцев заставляли работать, так как не было какого-либо стимула к труду.

Работа на общинной земле была обязательна для всех, в том числе и кацика. Перед работой иезуит обращался с проповедью, а затем все шли строем на общественные поля с боем барабанов и игрой флейт. Нерадивые вылавливались инспектирующими. Но индейцы предпочитали все равно не работать, быть наказанными, но получить паек. Так, некоторые проедали выданные семена; их наказывали, но все равно кормили. Иезуиты считали эти проступки следствием детского характера индейцев.

В редукциях были стада быков, лошадей. Быков выдавали индейцам в пользование для обработки своих земель, но иногда они их съедали. Мясо выдавали индейцам 2-3 раза в неделю (в этом отношении условия в редукциях были лучше, чем у диких индейцев).

Развивались разные ремесла достаточно высокого уровня (были свои оружейники, часовщики, ювелиры, строились органы, отливались колокола, печатались книги на иностранных языках). Вся продукция сдавалась на склады, в которых работали индейцы, обученные письму и счету. Часть продукции выдавалась населению: ткань на одежду, топоры, ножи и др. Остальная продукция шла на экспорт. Особенно славилась обувь, но самим индейцам запрещалось носить обувь. Индейцы были очень способны, хорошо копировали все производственные операции.

Внутри редукций торговли не существовало, да не было и денег. Каждый индеец держал монету один раз в жизни – при бракосочетании дарил ее невесте, после чего монета возвращалась.

Все редукции были построены по одному плану. В центре квадратная площадь, на которой располагалась церковь. Вокруг церкви – тюрьма, мастерские, склады, арсенал, больница, гостиница. Остальная территория редукции разбивалась на равные квадратные кварталы. Жильем служили хижины, обделанные глиной. Топились они по-черному. Люди спали прямо на полу или в подвесных гамаках. Церкви строились из камня и богато украшались золотом и слюдой. Редукции были окружены стеной и рвом. Выход из редукций разрешался строго по пропускам. Общения между редукциями не допускалось.

На заре всех будил колокол. Затем люди шли на молитву, на работу. Вечером ложились спать по сигналу. После сигнала разрешалось выходить из жилища только по специальному разрешению, так как начинали ходить патрули.

Одевались все индейцы одинаково. Отличие в одежде было лишь у кациков и военных индейцев, но лишь на время службы.

Браки заключались два раза в год. Выбор жены или мужа был под контролем иезуитов. Дети начинали работать с очень раннего возраста. Население редукции практически не росло, хотя были и хорошие условия для этого. Для стимуляции рождаемости запрещалось женщинам носить длинные волосы до рождения ребенка. Удар колокола среди ночи призывал супругов к исполнению супружеских обязанностей.

Враги иезуитов говорят, что жизнь индейцев была угнетенной, но на деле индейцы гуараго были более обеспеченными.

Но иезуиты погубили себя своими успехами. Они создали армию в 12000 человек и вмешивались в местные междоусобные войны. Несколько раз брали столицу, один раз освободили Буэнос-Айрес от англичан. Постепенно росли мифы о колоссальном богатстве иезуитов. И в XVIII веке – веке просветительства в Европе, расцвета масонства – было давление на иезуитов.

Воздействуя на католического епископа Климента XIV, все внешние силы добились приказа в 1767 г. удалиться иезуитам из Парагвая. Им пришлось уплыть. В 1773 г. Орден Иезуитов был упразднен на 40 лет. Чиновники бросились за богатством, но ничего не нашли, так как целью иезуитов было не сбор богатства, а организация жизни. Индейцы разбежались из редукций и вернулись к своей дикой жизни, к своей религии.

И, все же, государство иезуитов в Парагвае получило высокую оценку французских просветителей Монтескье ("сочетание религии и гуманных целей") и Вольтера ("это триумф человечества").

Читайте также:

ТИЦИАНА, ТИНТОРЕТТО И ВЕРОНЕЗЕ ПОРОДИЛ ЛЮТЕР

Заголовок звучит вызывающе. Раздражающе. Почти сумсшедше. Но между тем похоже на то, что он верен. Отражая то, что в действительности произошло. Давайте рассудим вместе.

Папа Франциск пошел дальше Иоанна Павла II, назвавшего евреев «старшими братьями» христиан

Папа римский Франциск I заявил «Внутри каждого христианина сидит еврей».

Южная Корея - страна «антисемитизма наоборот»

как показывают опросы, большинство корейцев разделяют стереотипы относительно огромного еврейского влияния в бизнесе, политике и масс-медиа, но приходят к абсолютно противоположным, чем в Европе, выводам.

Ватикан обнародовал программный документ, где впервые зафиксирован официальный отказ от миссионерской работы среди иудеев.

В большом интервью испанской газете La Vanguardia понтифик выразил мнение, что диалог между иудаизмом и христианством должен включать исследование иудейских корней христианства и «расцвет иудаизма в христианстве».

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация