>> << >>
Главная Выпуск 28 Conceptual Humor and Irony
Discovery or Joke?

20 любопытных фактов из истории античного театра

Павел Онойко
Март 2020

Некоторые из приводимых фактов кажутся невероятными. Другие несомненно правдивы. При этом их соответствие реальности или выдуманность некоторых из них проверить практически невозможно. Является ли приведенная совокупность сведений о греческом театре шуткой, правдой или сочетанием истины с вымыслом пусть решит каждый читающий их.

Ну а теперь попробуйте определить какие из приводимых автором фактов истинны, а какие "фейки". А может быть все истинны? 

 
Итак вот они, факты. Определить ИСТИННЫ ОНИ ИЛИ ЯВЛЯЮТСЯ БЛЕФОМ предоставляем читателям. 
 

1. Рабух

В греческом театре была специальная должность – рабдух, в чьи обязанности входило лупить палкой по хребтине особенно разбушевавшихся зрителей.

preview

Это не рабух, это Геракл, но дубинка у него была знатная....


 


preview

Шествие сатиров


2. Аплодисменты

В одном из театров Ионии был особый ряд для одноруких воинов. Пред ними сажали ряд лысых рабов, ударяя по лысинам которых первые могли аплодировать.

preview

3. Римские граждане вне критики
Долгое время в древнеримской комедии запрещалось показывать римских граждан в смешном виде. Именно поэтому римская комедия изображала греков и греческий быт. Так и получалось, что греки и римляне проявляли трогательное единодушие: греки смеялись над собой, римляне тоже смеялись над греками.


preview

4. Как умер Эсхил

Великий греческий драматург Эсхил умер, когда на его лысую голову с неба свалилась черепаха. Лысину драматурга принял за скалу пролетавший по небу орёл, выпустивший черепаху, чтобы разбить её панцирь и полакомиться её мясом.


preview

Иллюстрация к пьесе Царь Эдип - Софокла


 5 факт номер пять редакция NCJ удалила, потому что он точно совершенная чепуха

 


preview

6. Штраф за хороший спектакль

Древнегреческий драматург Фриних однажды представил в театре свою пьесу «Взятие Милета» - о разорении греческого города персами. Она настолько огорчила зрителей, что весь театр разразился слезами; в наказание власти присудили поэта к штрафу в тысячу драхм и запретили постановку его пьесы.


preview

7. Всего 3 актера
В греческом театре было лишь три актёра, каждый из которых мог исполнять несколько ролей. Иногда в качестве курьёза появлялся и четвёртый актёр – парахорегема, становившийся «обузой хорега» (так переводится его имя), поскольку на хорега (то есть спонсора, в качестве которого выступал богатый гражданин города), ведавшего постановкой, ложилась дополнительная обязанность по оплате лишнего исполнителя.


Картинки по запросу антигона русские афины

«Антигона» в Греции. В роли Креонта - Эвклид Кюрдзидис


8. В античном театре обычно пел лишь главный актёр
В «Антигоне» Софокла поют в разных местах пьесы Антигона и Креонт. Как же это объяснить, ведь мы знаем, что в античном театре обычно пел лишь главный актёр, называемый протагонистом? Просто в этом случае греческий театр поручал протагонисту исполнение соответствующих частей обеих ролей: сначала он исполнял полностью роль Антигоны – вплоть до ее смерти, а затем — в финале пьесы — переодевался в Креонта, до того игравшегося другим актером.


preview

9. Поход в Театр обязателен для всех граждан 
В классические времена Афин просмотр театральной постановки трагедии был обязателен для всех жителей Афин, кроме рабов. Поэтому на представлении собирался весь город. Неимущим платили компенсацию за незаработанные в это время деньги. Когда лица, ведавшие постановками, стали взимать плату за вход, правительство Афин также начало выплачивать эти деньги гражданам. А вот на постановки комедий порядочных женщин не пускали, разве что гетеры могли находиться в театре на представлении комических произведений.


preview

10. Женщины в античном театре не играли
Все роли в греческом театре исполняли мужчины. Женщины-актрисы появились позже, все они были девицами лёгкого поведения и выступали лишь в мимах (довольно-таки похабных сценках бытового содержания) и пантомимах.


preview

11. Победивший драматург получал в качестве награды венок из плюща
Греческие драматурги, представлявшие свои трагедии на сцене, соревновались друг с другом. Победивший драматург получал в качестве награды венок из плюща. Победивший хорегос (спонсор постановки) мог поставить себе памятник, который никогда не делался с натуры и на котором указывалось и имя хорега, и имя драматурга.


preview

12. Перед представление резали поросят
Перед представлением трагедий на орхистре (круглой сцене вроде арены современного цирка, на которой в Греции давались представления) резали поросят и кропили их кровью зрителей.


preview

13. Маски обязательно для все акторов

Актёры в Греции выступали в масках, менять которые могли лишь один раз – в результате перипетии (например, когда царь Эдип у Софокла из зрячего превращался в слепого).


preview

14 Отца Александра Великого убили в театре

Филипп Македонский был убит в местном театре.


preview

Театр Дионисос в Афинах


15 Клакеры это навсегда...

Уже в 3 веке до н. э. драматург-комедиограф Филемон нанимал против своего соперника Менандра клакеров.


preview

16 Шутки над политиками были опасными ... и для древних греков

За свои шутки против политика Клеона драматург-комедиограф Аристофан был избит слугами последнего прямо в театре.

Жаль, что Аристофана не прибили до того, как он написал комедию Облака. В который был пародийно изображен Сократ. Комедию видели все афинские граждане, в то время как с Сократом говорили очень немногие. В результате был осужден на смерть не реальной Сократ, а смешно придуманный Аристофаном. Обвинение почти дословно повторяло те, которые могли бы высказаны против Сократа в комедии Аристофана. Так первый комедиограф мира убил первого философа мира. Примечание Ю.М.

 


preview

17. Занавес опускался в специальную щель

В римском театре появляется занавес, который не поднимается кверху и не расходится в стороны, как сейчас, а опускается в специальную щель в полу.


preview

18. И автор и актер

Римский драматург Ливий Андроник сам исполнял главные роли в своих трагедиях. Когда однажды он потерял голос, он стал поручать исполнение всех песен специальному мальчику, стоявшему сзади, а сам лишь открывал рот. Это – первый зафиксированный в истории случай использования фонограммы.


preview

19. На сцене совершали настоящие казни

В Риме были популярны так называемые мимические ипотезы – растянутые трагикомические представления, которые писал известный автор Филистион. Самым популярным сюжетом были приключения разбойника Лавреола, которого в финале представления распинали на кресте. В нужный момент актёра заменяли на какого-нибудь приговорённого к смерти и совершали настоящую казнь на глазах у зрителей.

Насчет Филистиона не знаю, но то, что Нерон приказал, когда в театре кого-нибудь убивают убивать изображавшего убиваемого на самом деле, исторический факт. Примечание Ю.М.


Г. Семирадский. Сократ застает своего ученика Алкивиада у гетеры, 1875

20. Римский Император женился на танцовщице театра.

В римской пантомиме участвовали гетеры в прозрачных туниках, которые они по ходу дела сбрасывали с себя. На одной из таких танцовщиц – Феодоре – женился император Юстиниан.



Источник: https://rua.gr/greece/history/23044-20-lyubopytnykh-faktov-iz-istorii-antichnogo-teatra.html

 

Читайте также:

МОЯ ПТИЧЬЯ ИСТОРИЯ

11 ноября 1966 года в Театральном институте играли капустник «Птицы». Этот капустник не имел широкого творческого, политического резонанса. Но для театрального Ленинграда он оказался достаточно заметен. Следует сказать, что традиция театрального капустника в институте в те годы была достаточно мощной и сильной. Существовало несколько весёлых людей — Исаак Котляр, Сандро Товстоногов и Владимир Маслов. Два режиссера и актёр, затем известный как драматург. Они были зачинщиками этого дела и подписывали свои капустники ИсайМаслоногов. В частности, у них был прелестный капустник, он назывался «Куём чего-то железного». Они там пели куплеты: «Куём чего-то железного, на вид как будто полезного, а если а нутро заглянуть — жуть!!!» Жуть душила нас, эта жуть требовала осмысление и осмеяния, и слава Богу, я, будучи тогда студентом третьего курса театроведческого факультета, тоже подключился в это капустное дело, которое для меня сделалось, до известной степени, делом жизни.

Бессмертные театральные бай бай бай Байки

Театр "Современник". Спектакль "Декабристы". В роли Николая I — Олег Ефремов. По ходу спектакля он должен сказать реплику: "Я в ответе за все и за всех", но оговаривается и произносит: "Я в ответе за все и за свет". Его партнер - незабвенный Евгений Евстигнеев тут же подхватывает: "Ну, тогда уж и за воду, и за газ, Ваше величество".

Дипломатический обед в государстве Хухундия

Блестящее иронико-сатирическое произведение американского писателя и инженера в жанре, который в последние десятилетия стал библиографической редкостью по причине отсутствия умеющих в нем писать и работать. Вымирая, как вымерли динозавры. Извозчики. Мадригалы. И конторские счеты. 

ОТНОШЕНИЕ КОРОЛЯ-СОЛНЦА ЛЮДОВИКА XIV, ЕЛИЗАВЕТЫ ТЮДОР И ИОСИФА СТАЛИНА К ТЕАТРУ ОТЛИЧАЛОСЬ, КАК НЕБО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЗЕМЛИ

Сталин расправился с великими театрами с каждым на свой манер. Исследование этой расправы как планомерной изощренной облавы, продолжавшейся 10 лет, отсутствует. А это сюжет, достойный трагедий Шекспира и сатиры Мольера

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация