ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ГОСПОДА ЕВРОПЕЙЦЫ: 250 лет Манифесту Екатерины Второй
Опубликовано 2021-04-10 03:00
22 июля 1763 года Екатерина II издала манифест о позволении иностранцам селиться в России. Это стало началом массовой иммиграции, прежде всего, немцев-протестантов.
Строго говоря, символической следовало бы считать другую дату: за несколько месяцев до июльских законодательных актов, 4 декабря 1762 года, Екатерина II подписала первый манифест о позволении иностранцам селиться в России и о "свободном возвращении русских людей, бежавших за границу".
Уже в нем 33-летняя царица, лишь недавно ставшая в результате государственного переворота властительницей гигантской империи, заявила о своем намерении увеличить число российских подданных за счет переселенцев с Запада, прежде всего – немцев. Но декабрьский Манифест носил, скорее, декларативный характер. Кроме того, в силу дипломатических обстоятельств он не возымел своего действия. Поэтому Екатерина 22 июля 1763 года издала два новых законодательных акта: указ "Об учреждении Канцелярии опекунства иностранных колонистов и Манифест "О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах". В нем были подробно описаны льготы для переселенцев.
"Ведая пространство земель…"
Текст манифеста выдержан в свойственном Екатерине деловом стиле: "Божиею Милостию Мы, Екатерина Вторая, императрица и самодержица всероссийская, московская, киевская " и так далее, "ведая пространство земель Нашей Империи, между протчаго усматриваем наивыгоднейших к поселению и обитанию рода человеческого полезнейших мест, до сего еще праздно остающихся не малое число, из которых многия в недрах своих скрывают неизчерпаемое богатство разных металлов; а как лесов, рек, озер и к коммерции подлежащих морей довольно, то и к размножению многих мануфактур, фабрик и протчих заводов способность великая".
Манифест сулил переселенцам многочисленные льготы: освобождение от воинской службы и налогов, беспроцентные ссуды и наделение землей. Но главное: Екатерина распахнула ворота для "иноверцев" (правда, категорически исключив из их числа евреев): "Всем прибывшим в Империю Нашу на поселение иметь свободное отправление веры по их уставам и обрядам безпрепятственно; а желающим не в городах, но особыми на порозжих землях поселиться колониями и местечками, строить церкви и колокольни, имея потребное число при этом пасторов и протчих церковнослужителей".
Ради свободы веры
Свобода вероисповедания - главная причина, из-за которой на рискованное путешествие "на край земли" решились тысячи "беглецов веры". Европу терзали религиозные конфликты. Вестфальский мир положил в 1648 году конец тридцатилетней войне, но он же закрепил за каждой местностью или даже населенным пунктом свой религиозный статус. Протестанты, оказавшиеся на католической территории (и наоборот), по-прежнему чувствовали себя крайне некомфортно. Поэтому как раз протестанты различных направлений составили абсолютное большинство среди переселенцев в Россию, особенно много было среди колонистов менонитов.
Уже в первое десятилетие после издания манифеста в Россию приехало около тридцати тысяч колонистов. Они селились в окрестностях Петербурга, в южной России, на территории современной Украины, но прежде всего – в Поволжье, где возникло более сотни новых деревень. В последующие десятилетия число "русских немцев" неуклонно росло. В середине XIX столетия перепись населения зарегистрировала более полумиллиона подданных российской империи, переселившихся из немецких земель. Все, кстати, приносили присягу на верность новой родине и Ее Императорскому величеству.
О вкладе немцев – трудолюбивых крестьян, умелых ремесленников, знающих коммерсантов, талантливых ученых, терпеливых учителей, ярких людей искусства – во все сферы жизни России написаны тома. От первой железной дороги до первой консерватории, от лучшей больницы до лучшей гимназии – ко всему приложили руку русские немцы.
Тем трагичней и непростительней выглядит череда несправедливостей и преступлений, жертвами которых стали русские немцы в XX веке: от антинемецких погромов и ссылок времен Первой мировой войны до дискриминации и депортации в последующие десятилетия. Историю унижений, мытарств, гибели, ГУЛАГа и трудлагерей может рассказать каждая русско-немецкая семья.
Одна судьба
Вот судьба семейства Шютц. В 1780-е годы оно отправились в дальний путь из деревни Ханштеттен под Франкфуртом - протестантского "острова" на территории католического Гессенского княжества. Исторические документы подробно зафиксировали число "возов, коров и баб", с которыми Шютцы прибыли в колонию Рунде Визе ("Круглый луг") под Черниговом. Более века село благоденствовало. В начале XX столетия деревенская читальня выписывала многочисленные периодические издания из Германии, главным образом, по "аграрному делу". Но началась Первая мировая война, и, несмотря на то, что многие мужчины деревни воевали в русской армии, в Рунде Визе закрыли немецкую школу.
Далее, что называется, "по списку": революция, голод, раскулачивание, колхоз, Вторая мировая, ссылка в Сибирь, трудлагеря, Казахстан. Эмиграция в Германию. Оформляя документы, Федор Кондратьевич (вообще-то Теодор Конрадович) Шютц столкнулся с неожиданной проблемой: когда ссыльному, наконец, решили выдать паспорт, полуграмотная паспортистка в графе "место рождения" вместо непонятного ей "Рунде Визе" написала романтическое "Рун Дивизия"...
Прошло почти ровно два века после переселения в Россию семьи Шютц, и ее потомки перебралась обратно, в Германию, а именно - в Кельн. Это менее чем в ста километрах от Ханштеттена. Передачи немецкого телевидения Теодор Шютц сперва не понимал: его родной нижненемецкий диалект двухвековой выдержки был совершенно не похож на современный немецкий. Ностальгия? Его дочь Галина Теодоровна Шютц пожимает плечами: "Папка скучал по дому, пока жив был. Но я знаю, что моим детям и внукам здесь, в Германии, лучше..."
https://www.dw.com/ru/%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D1%86%D1%8B-250-%D0%BB%D0%B5%D1%82-%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83-%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9/a-16959136
Читайте также:
этот аккуратно и всколь упомянутый в одной только передаче (но не в учебниках Истории) визит Французского Президента 7 июля 1914 был важной и даже можно сказать решающей вехой, определившей начало Великой Войны. Россия получила заверения Президента Пуанкарэ, что если она объявит войну Германии и Австро-Венгрии, Франция немедленно поддержит её.
Говорят, Марина Мнишек прокляла весь род Романовых, пообещав, что ни один из мужчин Романовых не умрет своей смертью. Если посмотреть внимательно на историю этой царственной семьи, то невольно придет в голову, что проклятие обезумевшей от горя матери действительно сработало. Почти все Романовы умирали или от странных болезней, которые частенько приписывали действию ядов, или были убиты. Особенно показательна в этом смысле страшная судьба последних Романовых.
Впервые свирепый северный народ Рош упомянут в библейской Книге Иезекииля и связан, наряду с народами Гог и Магог, с пророчеством о конце света. В греческом языке еврейское Рош записывалось как Ρως или Ηρως. В VI веке н.э. сирийский хронист Захарий Ритор упомянул современный ему народ Ηρως где-то на севере, причём некоторые историки считают, что в этом имени были отражены уже какие-то смутные сведения о конкретном народе русов. Когда в IX веке реальные русы стали совершать морские набеги на берега Византии и опустошать её города, многие сочли это исполнением библейского пророчества. Книжное Ρως было легко отождествлено с этим народом. Уже в X веке византийцы стали называть страну, где живут русы, именем Ρωςια - Руиса
Пара категорий «экстенсивное» и «интенсивное» описывают существенные, в некотором отношении ключевые характеристики человеческой деятельности.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте: |
||