КРИЗИС И ЙОМ КИПУР
Опубликовано 2021-09-15 17:00
«Йом Кипур - Судный день. День искупления. День покаяния. День подведения итогов (хешбон нефеш)». Все правильно, но за этой строгой формулой скрывается возможность не только слез и не только страха перед Судом Божьим, но источник необыкновенной радости. Не было бы радости этой, и не остался бы Йом Кипур в традиции еврейского народа
Он говорит: «Я свободный человек и не хочу, чтобы мне указывали, когда мне нельзя работать, когда поститься, когда молиться». Бедняга – он путает свою личную, жалкую свободу с великой свободой провести хотя бы один день в тишине, в покое, без суеты. Услышать и увидеть то, что в любой другой день услышать и увидеть невозможно.
Он технократ. Он говорит: «Электричество работает круглый год, без перерыва, и нам не грех». Он - человек электричества, вдруг забывший, что картины Рембрандта были написаны при свечах, а полотна Ван Гога при свете солнца. И Гомер, и Пушкин, и Бальзак обходились без «лампочки Ильича». Где нынче Толстые и Моцарты, Гогены и Шопены? Что-то не помогает электричество человеку творить то, что он мог делать прежде.
Живут в США люди из религиозной секты амишей. Не пользуются они современной технологией, электричеством и телефоном и пашут на лошадях. И никто на свете не докажет, что люди эти несчастнее меня, грешного, сидящего у компьютера. Я и не думаю призывать читателей налечь на плуг. Только знаю точно, что амишам этим никакой кризис не угрожает, не то, что нам – невинным жертвам технического прогресса, гражданам опасного содружества, именуемого обществом потребления
Всего на один день опустошим холодильник, выключим свет, достаточно свечей, за каждой из них - память о дорогом, любимом человеке. Память и молитва.
«Йом Кипур - Судный день. День искупления. День покаяния. День подведения итогов (хешбон нефеш)». Все правильно, но за этой строгой формулой скрывается возможность не только слез и не только страха перед Судом Божьим, но источник необыкновенной радости. Не было бы радости этой, и не остался бы Йом Кипур в традиции еврейского народа
А вдруг сам Всевышний, устав от шумной суеты дел человеческих, устроил этот день не для чад своих, а для самого себя, чтобы лучше увидеть и услышать все то, что творится на земле. Вдруг это не нам, а ему нужны часы тишины, покоя и чистоты.
И нам, смертным, в этот день приказано видеть и слышать природу во всей ее первозданности, а значит – слышать и видеть самого себя, свою собственную человеческую природу, без попыток скрыть за шумом и маской деятельности - работы нашу подлинную суть.
Человечество все больше становится похожим на белку в колесе. Все стремительней вращается клетка колеса и все быстрей приходится шевелить лапками бедной белке.
Давним - давно проклял конвейер гений Чарльза Чаплина в фильме «Новые времена», но по-прежнему безумный хозяин из тиши своего кабинета все ускоряет и ускоряет ход ленты, на которой идут чередой черные болты, а несчастный маленький человечек ввинчивает их куда-то гаечным ключом.
Кризис Чаплин обозначил точно – как болезнь, безумие. Наш нынешний кризис ничем не отличается от всех кризисов, вызванных конвейерным производством. Скорость прогресса рано или поздно вступает в противоречие с физическими и душевными возможностями детей Адама и Евы. Наступает усталость, страх, отчаяние. Это уже потом перестают дымить трубы заводов и терпят крах банки. Кризис, как и разруха, по утверждению Михаила Булгакова, не вне нас, а в головах наших.
Проклятое колесо! Нет покоя, нет возможности сложить на груди шаловливые ручонки и вспомнить, что есть у тебя не только желудок, но душа и сердце. Вот только на один день в году замирает Израиль. И жаль, что только он один замирает. Здесь дело не в иудаизме, не в какой-то попытке навязать кому-то свою веру.
Забыть бы всем землянам о том определении Йом Кипура, которое дадено в начале этой заметки. Оставьте избранность, первородство потомков Иакова в покое, просто замрите, успокойтесь всего на один день в году. Не нужно подражателей, нужны последователи.
Я бы на месте ООН вместо дурацкой компании по спасению планеты от мифического потепления поставил на всеобщее голосование закон о всеобщем дне тишины и покоя, дне общем для белых Ирландии, желтых Китая и чернокожих Конго…
Оставьте в покое железо машин и заводов, дайте вздохнуть полными легкими атмосфере, отдохнуть от грязи морям и океанам, лесу и пустыне. Дайте возможность природе забыть хоть на один день о гордыне людской, о роковой власти человека над тем, что ему не принадлежит и принадлежать не может.
Хотя бы один день в году не травите тварей земных: волков и зайцев, тюленей и акул, пчел и муравьев…. Проще говоря, пусть день этот станет днем подлинного мира с природой Земли.
Йом Кипур - не только день власти Бога над человеком, но и день власти природы над «мыслящим тростником». Он необходим, этот день, чтобы в неуемной гордыне вспомнить о садах Эдеме, откуда человек был изгнан. Йом Кипур – это попытка вернуть потомкам Адама и Евы хоть на день чудо оставленного рая.
Один-единственный день не пугайте природу лязгом и грохотом, взрывами снарядов и криками боли. Человек не в силах отделить созидание творчества от агрессии разрушения. Он способен лишь утихнуть на короткое время, на 24 часа в году.
Создатель, похоже, знал, что на подвиг более протяженный во времени его создания не будут способны никогда.
День строгого поста – день чистоты. Человек не кормит и не поит себя самого, он и природу не «кормит» продуктами своей трудовой активности, дает ей отдохнуть, очиститься точно так же, как невольно очищается весь организм человека, отравленный не только тем, что он делает и ест, но и тем, о чем думает.
День особого состояния души и тела, когда есть возможность очнуться, увидеть себя самого. День чистоты. Он так нужен в нашем грязном, жадном и жестоком мире.
День памяти, когда ничто не отвлекает человека от его прошлого. Как жил? Что успел сделать? Что оставил после себя? Кто ты, грешный? В чем прав, в чем виноват перед собой, природой и людьми?
Всего один день в году. Всего один день без алчности. День восхитительной праздности. День самой необходимой работы: работы над самим собой. День данной Богом спасительной паузы, когда человек вправе остановить колесо и перестать быть безумной белкой в нем или бедолагой с гаечным ключом у бегущей в никуда лентой конвейера.
Читайте также:
Фильм, о котором еврейская аудитория, имеющая, как известно, больше мнений, чем число дискуссирующих, создала негативное представление. С чем редакционная коллегия журнала Новых Концепций категорически не согласна. Нам кажется, что фильм этот честный, глубокой, сообщающий много фактов, которые неизвестны даже эрудитам, и совершенно блестящий. Который рекомендуем посмотреть всем.
Точнее - почти Judenfrei.
Ханука является праздником, который отмечают только евреи. Что совершенно нелепо. Потому что если б евреи не очистили Храма, если бы вера на Ближнем Востоке стала верой в Олимпийских Богов и только в них (как повелел Антиох Епифан), не было бы ни христианства, ни ислама. В которых иудаизм является важной основой.
я не могу считать завершение войны праздником - это кошмарный, до конца мало кем осознанный итог этой войны наций. По итогам этой войны в "семье Восточно-Европейских народов" недосчитались одного народа. Навсегда и безвозвратно.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте: |
||