>> << >>
Главная Выпуск 37 NewConcepts Chapters
Geopolitical concepts*

Моментализм – направление в графике, живописи и словесности

Юрий Магаршак
Июнь 2022
Опубликовано 2022-06-23 13:00

 Написать Эйнштейна. Восхождение и бегство художника Леонида Пастернака |  Персона | КУЛЬТУРА | АиФ Санкт-Петербург

 

Направления в искусстве рождаются с появлением слова, которым это направление обозначают.

Барокко, классицизм, импрессионизм, конструктивизм, фовизм, экспрессионизм, футуризм – эти и многие другие направления в искусствах родились после создания мастерами шедевров, которые современников поражали, но в существовавшие до этого направления не укладывались. Однако как новое, особое направление каждое из них сформировалось и родилось только с появлением обозначающего стиль слова. Которое не всегда придумывали сами художники. Иногда критики. Иногда власть предержащие. А временами слово появлялось случайно, так что определить, кто его изобрел, установить не удалось.

Некоторые направления были названы своевременно. Например, кубизм. Или обозначение освобождения от церковных догматов в Италии начиная с XIII века под именем ренессанс. Другим направлениям в искусстве, для обозначении которых слова придуманы не были, повезло меньше. Они не возникли как разновидность искусства – хотя могли бы, сложить отношение к ним иначе. И найдись вовремя подходящее обозначающее их слово.

Таким не возникшим стилем в искусстве является МОМЕНТАЛИЗМ. Который, безусловно, существовал, но особого наименования не получил. А потому и стилем в искусстве не стал.

В качестве выдающегося мастера моментализма следует назвать Леонида Пастернака. Отца великого поэта, которого Советская Власти от присужденной ему Нобелевской Премии вынудила отказаться.

В работах Леонида Осиповича (урожденного Исаака Иосифовича) Пастернака наиболее характерным – и гениальным - является выбор момента жизни. Увиденного – или же не увиденного – им. Такого, что в восприятии зрителя он не статичен, а продолжается в будущее. А временами и в прошлое. При этом и сам момент, который изображается как бы реалистично, в действительности художником преображался. Его нельзя было запечатлеть на фотографии, потому что момент этот, заимствованный как бы с натуры, был на основе натуры придуман художником. И гениально придуман так, что статичный момент в восприятии смотрящего на моменталистский рисунок или картину получал дополнительное измерение. Время.

В моментализме использование графики естественнее, чем в живописи. Потому что в моменталистском рисунке может не быть ничего лишнего. Рисунок с точки зрения появления в восприятии третьего измерения самодостаточен. В то время как живопись требует в дополнение к рисунку красок и их сочетаний. Которые для появления времени в восприятии изображенного на бумаге или холсте, не обязательны.

Рисунка в моментализме как правило вполне достаточно. Не случайно Лев Толстой восхищался рисунками и набросками Пастернака больше (или не меньше), чем красочными изображениями им описанного. В частности, иллюстрациями к роману Воскресенье, которые Великий Писатель художнику заказал!

Возможно – и даже наверняка – у Пастернака как художника-моменталиста были предшественники. А также последователи. Историей и теорией этого несуществующего до настоящего времени направления могут заняться искусствоведы. Но то, что моментализм (который изображает окружающее реалистично, но так, что изображаемый момент времени смотрящий на картину или рисунок подсознательно продолжает в будущее или возвращает к прошедшему) является особым направлением в искусстве, можно не сомневаться.

Сам Леонид Осипович причислил свои работы (на определенном этапе творчества) к импрессионизму. И совершенно напрасно. Ипрессионисты изображают мгновенное впечатление от увиденного. Картины импрессионистов не уводят зрителя в будущее или в прошедшее. Не заставляют задуматься, каким образом подобрая реальность могла возникнуть. В то время, как для моменталиста эффект обращения настоящего в будущее и прошлое наиболее важен. Хотя в живописи и графике, искусствах статичных по своей форме и технике, это, казалось бы, невозможно.

Сегодня искусство Леонида Осиповича Пастернака почти забыто. И дело не только в политике (поскольку история преследования его сына невольно проектируется на отца). В эпоху постреализма и постмодернизма, ставящих перед мастером совершенно иные задачи, моментализм как бы неактуален. Но такое впечатление иллюзорно. Возвращение изображению на рисунке или картине динамики времени, с придачей третьего временного измерения в восприятии двумерного изображения, абсолютно необходим. Рождение слова, обозначающего новое (оно же и старое) направление, может стимулировать мастеров будущих поколений стать моменталистами. Графиками и художниками в первую очередь. Для чего требуется гениальность не только в живописи и рисунке. Не случайно у Пастернака (так же, как, например, у художников-пуантелистов Сера и Синьяка, последователей практически не было. Как минимум до тех пор, пока не появилось компьютерное искусство).

Если отцом моментализма будут считать Леонида Пастернака, то моментализм родился в России. Или – если быть точным – создателем моментализма был родившийся в России художник. Который – глядя из столетнего удаления в будущее – имеет все основания быть причислен к гениальным художникам. Так же, как гениальным поэтом бесспорно является его сын.  

    

 23 июня 2022

 

World of Art: Гениальный художник Леонид Пастернак, оставшийся в тени  всемирно известного сына

 

Леонид Пастернак: потомок славного рода Абарбанелей - Jewish News

World of Art: Гениальный художник Леонид Пастернак, оставшийся в тени  всемирно известного сына

Леонид Пастернак, Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Воскресение». |  Иллюстрации, Картины, Художники

undefined

leonid-pasternak-war-and-peace - The Birmingham & Midland Institute

undefined

 

Пастернак Леонид Осипович | Каталог иллюстраций журнала "ТРЕТЬЯКОВСКАЯ  ГАЛЕРЕЯ"

Пастернак Леонид Осипович | Каталог иллюстраций журнала "ТРЕТЬЯКОВСКАЯ  ГАЛЕРЕЯ"

Леонид Осипович Пастернак

 

Рисунок работы Л. О. Пастернака. Рукописи А. Н. Скрябина в Российской  национальной библиотеке

 Забытый Пастернак, отец Бориса

 

Борис Гасс. Х-Н. Бялик и Л.О. Пастернак

 58 Леонид Осипович Пастернак. ideas | sketsa, gambar, seni

 

Иллюстрации Л. О. Пастернака к роману Л. Н. Толстого "ВОСКРЕСЕНИЕ".

Иллюстрации Л. О. Пастернака к роману Л. Н. Толстого "ВОСКРЕСЕНИЕ".

 

Иллюстрации Л. О. Пастернака к роману Л. Н. Толстого "ВОСКРЕСЕНИЕ".

Иллюстрации Л. О. Пастернака к роману Л. Н. Толстого "ВОСКРЕСЕНИЕ".

Пастернак Леонид

Lib.ru/Классика: Пастернак Леонид Осипович. Записи разных лет

Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография - Русофил - Русская филология |  Образовательный ресурс

Rachmaninoff

Пастернак, сын Пастернака»

 

 

Читайте также:

Густав Моро - художник символов и идей

Мане или Моне - в чем различия?!

Путаница с фамилиями Мане — Моне (Manet — Monet) — самый очевидный повод поговорить о двух непохожих художниках, которые оказались в одно время, в одном городе, на одной большой выставке, рассорились, а потом стали близкими друзьями. И тем более, история их знакомства началась как раз таки с путаницы.

Иллюстрации Марка Шагала к Мертвым Душам

вИдения Шагалом Мертвых Душ, которые открывают видЕние Гоголя в новом неожиданном Свете.

Карикатуры на музыкантов и сделанные музыкантами мастерами карикатуры

великий певец Карузо был также великим карикатуристом. В чем Вы имеете возможность убедиться воочию

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация