Мане или Моне - в чем различия?!
Опубликовано 2023-03-29 17:00 , обновлено 2023-03-29 17:10
29 сентября 2021
Путаница с фамилиями Мане — Моне (Manet — Monet) — самый очевидный повод поговорить о двух непохожих художниках, которые оказались в одно время, в одном городе, на одной большой выставке, рассорились, а потом стали близкими друзьями. И тем более, история их знакомства началась как раз таки с путаницы.
1.Клод Моне , как и Эдуард Мане, родился в Париже, только на 8 лет позже. Первый был выходцем из семьи бакалейщика и должен был перенять дело отца и управлять лавкой. Второй (Мане) - родился в богатой семье, 8 поколений мужчин в роду Эдуарда Мане были судьями и адвокатами, продолжая дело предков и сменяя друг друга в почетных креслах Дворца правосудия., но отстоял свое право на холст и краски. Он всегда любил рисовать людей, лица. Делал это довольно реалистично, до сих пор некоторые искусствоведы настаивают, что его не стоит причислять к импрессионистам. Эдуард был значимой фигурой в мире живописи, его уважали, но настоящее признание он получил незадолго до кончины, благодаря картине «Бар в "Фоли-Бержер".
2. Клод Моне не любил ходить в школу и постоянно прогуливал занятия. Рисовать он научился самостоятельно. Особенно ему нравилось делать карикатуры на знаменитых людей Гавра — городка, куда он переехал с родителями. Известность ему принесло именно это, даже появились свои клиенты. После Моне начал заниматься рисунком под руководством Давида Жака-Франсуа Ошара и познакомился с пейзажистом Эженом Буденом. Родители были не в восторге от выбора сына и не желали, чтобы он стал художником, но тем не менее мастер уехал в Париж, где продолжил активно двигаться в выбранном направлении.
Эдуард Мане подавал документы в мореходную школу, но дважды провалил экзамены (сказалась общая малообразованность Мане). Так его семье пришлось смириться с увлечением сына живописью.
3.Клоду Моне советовали поступить в мастерскую Тома Кутюра, но он отверг эту идею и занимался некоторое время в мастерской Глейра, где познакомился с художниками Ренуаром, Базилем и Сислеем.
Эдуард Мане, напротив, поступил в мастерскую классической живописи Тома Кутюра и проучился там шесть лет. Но, недовольный засилием академизма, постоянно вступал в споры с учителем.
4. Оба живописца любили одно кафе "Гербуа", где частенько виделись, только Мане стал идейным лидером художников и литераторов новой формации, которых пресса прозвала батиньольцами, а Моне — одним из членов "банды Мане", куда также входили писатель Эмиль Золя, фотограф Надар, поэт Захари Астрюк, художники Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Поль Сезанн, Альфред Сислей.
Парижский салон
В 1859 году Мане решил, что его художественное образование завершено, и принял решение выставляться в Парижском салоне, престижной ежегодной парижской выставке. Она стала одной из самых скандальных и эпохальных за все триста лет существования. И виноват в этом был Эдуар Мане. Он искренне рассчитывал на признание, медаль и славу, отправляя на главную французскую выставку свою новую картину «Олимпия» . И проходя в день торжественного открытия по Дворцу промышленности, действительно слышал со всех сторон поздравления и одобрительные отзывы. Но при чем тут, черт возьми, пейзажи! Почему его хвалят за какие-то марины? Мане в бешенстве. Оказывается, какой-то выскочка использовал похожую фамилию, явно для того, чтобы заработать денег на его, Мане, славе. Рядом с его «Олимпией» и «Поруганием Христа» висели два пейзажа никому не известного Клода Моне, который в этом году дебютировал в Салоне.
Так как же отличить картину Моне от Мане?
Если вы не помните названий конкретных произведений Мане и Моне, то отличить двух мастеров можно по нескольким простым деталям и по принципу «Мане — люди, Моне -пятна и пейзажи» или хотя бы благодаря интернет-мемам. Но даже зоркий и продвинутый завсегдатай музейных сайтов, железно запомнивший, кто написал «Олимпию», а кто «Мост в Аржантее», возьмет и растеряется, пытаясь определить, где же «Большой канал в Венеции» Моне, а где «Большой канал в Венеции» Мане.
1. Творчество Мане оказало на Моне огромное влияние. Картина "Завтрак на траве", которую в 1863 году Эдуард выставил в Салоне Отверженных, побудила Клода нарисовать многочисленные этюды и вариации на эту тему. На каждой из них изображены люди. У Мане акцент идет на персонажах — мужчинах и полуголых женщинах, а у Моне — на природе, она прорисована детально, а вот лиц не различить.
2. Эдуард Мане, в отличие от Клода Моне, был ближе креализму, некоторые искусствоведы считают, что он пользовался импрессионистскими приемами и техниками, но в целом оставался реалистом или, скорее, был универсалом. Мане не участвовал ни в одной из восьми импрессионистских выставок, хотя стал идейным вдохновителем и защитником нового течения. Клод Моне, напротив, был основоположником и ярким представителемимпрессионизма,
3. Самый простой способ определить, нарисовал картину Моне или Мане – это обратить внимание на ее сюжет: Клод чаще писал пейзажи, а Эдуард – людей. Но это правило сложно назвать точным, так как у обоих живописцев есть полотна как с человеком, так и без него.
Если вы можете отметить реалистичность изображения, линии четки, краски контрастны — то это тоже, скорее всего, Мане. Полотна Моне будто в дымке, слегка размыты. Картина нарисована "пятнами", короткими мазками? Смело ставьте на Моне.
4. Моне в первую очередь интересовал цвет и его влияние на эмоции зрителя. А вот у Мане важное место занимает объем.
5. Эдуард предпочитал более резкие, темные, контрастные цвета. На его холстах можно встретить черный, белый, красный, синий. Моне же выбирал нежные, пастельные, иногда яркие тона сиреневого, всех оттенков зеленого, голубого, оранжевого.
Читайте также:
Некоторые направления были названы своевременно. Например, кубизм. Или обозначение освобождения от церковных догматов в Италии начиная с XIII века под именем ренессанс. Другим направлениям в искусстве, для обозначении которых слова придуманы не были, повезло меньше. Они не возникли как разновидность искусства – хотя могли бы, сложить отношение к ним иначе. И найдись вовремя подходящее обозначающее их слово. Таким не возникшим стилем в искусстве является МОМЕНТАЛИЗМ. Который, безусловно, существовал, но особого наименования не получил. А потому и стилем в искусстве не стал.
вИдения Шагалом Мертвых Душ, которые открывают видЕние Гоголя в новом неожиданном Свете.
великий певец Карузо был также великим карикатуристом. В чем Вы имеете возможность убедиться воочию
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте: |
||