Настал 1967 год. Сколько наворотили фильмов о перевороте 1917 года, сколько очередных фильмов о Ленине! Да и мне пришлось быть редактором одного из них. За что режиссер Левицкий получил Госпремию имени братьев Васильевых, а я - приглашение на банкет в ресторан «Москва».
D конце года разразилась гроза над нашей студией “Леннаучфильм”.
Двое молодых историков, оба - кандидаты исторических наук, подняли уникальные архивные документы и написали сценарий, принятый студией. Молодой режиссер Михаил Игнатов начал подготовку документального фильма «Последние часы» по этому сценарию - о штурме Зимнего в октябре 1917-го.. То есть авторы собирались документально подтвердить версию, что никакого штурма Зимнего дворца не было. Эту легенду придумал и пышно снял Эйзенштейн в фильме «Октябрь»! После этого кадры штурма вставляли во все упоминания об октябрьской революции.
А документы у авторов сценария были из закрытых архивов, в которые никто не заглядывал с 1917-го года! Они нашли снимки, сделанные каким-то чешским фотографом, который пришел в Зимний дворец за пару дней до этого переворота, сделал 200 фотографий на подходах ко дворцу, на пустынной Дворцовой площади, где якобы томился в бездействии женский охранный батальон, и в самом дворце. Он снял заседание Временного правительства в Малахитовом зале. На других фото были видны полуоткрытые ворота Зимнего дворца. Так что штурмовать было нечего! В тому же сохранилась фотография комиссии, которая уже на следующий день считала убытки во дворце: многие царские сокровища исчезли. Стоимость грабежа и вандализма оценили в четыре миллиона царских рублей того года!
Настало многошумное пятидесятилетие Великого Октября, и фильм потребовали в Смольный. Туда и отправились директор студии, режиссер фильма Михаил Игнатов и редактор Веня Гусаров, с которым я сидел в одной комнате лет шесть.
Когда утром Веня пришел на работу, на нем лица не было. Он рассказал мне, как на них орал первый секретарь обкома Романов, как грозил им всеми смертными карами. На возражение Игнатова, что этот документальный фильм - объяснение пророчества Ленина о бескровной революции, и что настало время рассказать правду о начале революции и опровергнуть легенду, Романов топал ногами, крича: «Да кто тебе дал право опровергать легенды! Если легенда нужна, мы ее опровергать запретим! Нам твои документы не указ!»...
Фильм Игнатова запретили и положили на полку. Был конец года, и это означало, что студия не выполнила годовой план. Мы лишились прибавки к зарплате – прогрессивки. Это коснулось самых материально зависимых, -проявщиков пленки, монтажниц, уборщиц и нас горемычных - редактуру. Говорили впоследствии, что Игнатов уехал впоследствии в республику Коми, откуда был родом, и занялся то ли пчеловодством, то ли литературой... Между прочим, он был единственным уроженцем народа Коми, окончившим режиссерский факультет ВГИКа. Всю эту эпопею я написал в своей биографической книге «40+40», вышедшей 6 лет назад.
Однако я не знал, что дальше в истории фильма случилось невероятное. О чем мне много лет спустя рассказал режиссер студии «Леннаучфильм» Игорь Войтенко, который пришел на студию сразу после меня. В конце прошлого века, когда здание перекупили какие-то деляги, студию стали потрошить. Первым делом пришло распоряжение – все фильмы за ненадобностью сжечь. И представляете – это ауто-да-фе состоялось! Об этом событии даже Би-Би-Си рассказало! Сожгли полувековой труд десятков тысяч кинематографистов, верой и правдой служивших советскому кино столько лет.
И в тот момент, когда яуфы с фильмами мужики везли на костер, Игорь Войтенко к этой груде подошел. Сверху лежал запрещенный тридцать лет назад фильм Игнатова «Последние часы», о том самом штурме Зимнего. И Игорь – честь ему и хвала - дал пару рублей уборщикам и копию забрал. Чем и спас ее от гибели. Потом он позвонил Игнатову, который жил в Сыктывкаре, и попросил его приехать.
Игнатов прилетел в Питер. Обратились в кинокомитет с просьбой восстановить фильм для экрана. Было это уже в самый разгар перестройки. К счастью в российском комитете по прежнему сидел старый знакомый, главный редактор Госкино Тимур Гваришвили. Он предложил сделать дополнительный поясняющий текст, поставить его в начало фильма, и тогда можно будет выпустить на телеэкран... После долгих мучений упрямый Игнатов согласился сделать такой текст, записали, сняли новые титры и вставили в фильм. Но это было время, когда океан подобных разоблачений самодурства партийных властей вылился на страну, фильм показали по телевидению, и на него никто не обратил особого внимания...
А Михаил Николаевич Игнатов, как я узнал, к счастью жив, ему 92 года. Он написал несколько книг об истории народа Коми и о своей многотрудной семье... Историю выпуска этого фильма он тоже описал, но видимо по старости лет решительно все напутал. Что якобы он шесть раз переделывал картину… Хотя ее сразу запретили и положили на полку. Хорошо, не смыли негатив. Ругань Романова он помнил как ярость директора студии, хотя мы все смотрели фильм в просмотровом зале, особых возражений у худсовета не было, фильм приняли, но у всех тогда и вправду осталось тревожное чувство возможного скандала…
Вся советская история - перевертыш событий. Куда не кинешь взгляд, все переврали….
Как СССР взимал репарации с Германии
за несколько лет, в течение которых СССР взимал репарации, было демонтировано и отправлено на Восток 2885 разных фабрик и заводов, 96 электростанций, около 340 тыс. различных станков, 200 тыс. электромоторов, различное научное и лабораторное оборудование
Интервью взятое у Владимира Буковского Александром Гордоном
Тюрьма, пытки, порванные ноздри. Абсолютно потрясающее. Которое должно войти в школьные учебники. Являясь частью истории
Империя Древнего Рима и Третий Рим Российская Федерация не имеют ни одного квадратного миллиметра общей земли
Невероятно но факт. Империя Древнего Рима в момент наибольшего расширения и Российская Федерация, считающая себя правонаследницей Третьего Рима Российской Империи, равно как и правонаследницей правонаследника Российской Империи СССР, сегодня не имеют ни одного общего квадратного километра земли, которую когда либо они занимали.
Бронзовый век советской культуры и жизни
взирая в масштабе столетий, шестидесятые годы 20ого века в СССР справедливо назвать Бронзовым Веком Советской Культуры. Многонациональной культуры, в которой авангардом была русская культура, а основной русский язык.