интервью Раневской как зеркало гениальности Фаины Георгиевны и ловкости советской цензуры
Опубликовано 2017-09-06 18:00
Интернет прислал интервью с Фаиной Георгиевной Раневской. Которое так и называется: ЕДИНСТВЕННОЕ ИНТЕРВЬЮ РАНЕВСКОЙ. Господи! Да я же его помню!! Не знаю каким образом около (страшно сказать) полувека назад, будучи совсем молодым. почему-то днем включил телевизор и увидел это самое интервью. В прямом - как тогда было обычным - эфире. И с интервью этим связана удивительная история. Говорящая и о гениальной Фаине Георгиевне, и о бравшей это единственное интервью у великой актрисы в то время совсем молодой, впоследствии ставшей одним из самых известных российских театроведов Наталии Крымовой, и о советской цензуре с тех пор и по сей день от переименования в российскую не изменившейся. Да и сам факт, что у Великой Русской Актрисы за всю ее жизнь было взято всего одно телевизионное интервью - на ужас Вас не наводит?
А теперь об истории этого интервью. Которое помню и вижу, словно это происходит сейчас.
Раневская: У меня ничего не сыграно фактически.
Крымова: Ну как ничего не сыграно...
Раневская: Все осталось при мне, что я хотела еще сказать.
Крымова: Ну не все, Фаина Георгиевна, столько выплеснуть и...
Раневская: Выплеснуть...Выплеснуть... Как вы выражаетесь, милочка. Это же не помои, чтоб выплеснуть.
Я - как сейчас помню - так у телевизора и подпрыгнул. Может быть вместе со стулом, на котором сидел. Услышать подобное несцензурированное по советскому телевидению мне удалось всего лишь во второй раз. Первый был когда в космосе происходила первая в истории человечества стыковка космических кораблей. Выпуклость одного корабля должна была войти в вогнутую полость (впуклость, если б такая противоположность выпуклости в русском языке была допустима) другого. Показ происходит в прямом эфире и утром. Космонавт, руководящий стыковкой, вдумчиво (момент то неповторимый) на весь Советский Союз говорит:
ближе, ближе, левее, ближе, ближе... Вот я тебя и изнасиловал.
Вечером показанный в программе Время репортаж о стыковке был тот же, вот только фраза об изнасиловании убрана. Вместо живой и естественной шутки об изнасиловании зазвучала величавая музыка.
То же с этим эпизодом с Раневской. В вечернем показе после программы Время звук в том месте, где Фаина Георгиевна говорит: Как вы выражаетесь, милочка. Это же не помои - подретушировали, подубрали. И получилось так, что Раневская по-стариковски прошамкала не произнося звуков, губами, сказав немного иначе:
Раневская: Выплеснуть...Выплеснуть... Как вы выражаетесь мило. Это же не помои, чтоб выплеснуть.
Презрительное милочка превратили в интеллигентное мило. В результате уборки всего лишь трех звуков: ч-к-а - презрительное наотмашь сказанное сделали комплиментом высокому интеллектуальному уровню интервьюировавшей ее. А значит, и Советскому Телевидению. Что говорит о недюжинном мастерстве видео цензоров того времени. Ну и о Советской Власти, вылепившей телевизионную братию и стоявшей над цензорами, конечно. А также о том, что сотворила одной фразой Фаина Раневская, и говорить нечего: класс высочайший! На уровне лучших ироний Гоголя, Аверченко, Зощенко - но не раздумывая над рукописью сколько душа Гения пожелает, а в реальном времени, за пару секунд!
Посмотрел присланное мне видеоинтервью в том виде, в каком его показали по российскому телевидению сейчас. Должен признать: не только звук, но и изображение цензура подкорректировала мастерски. Так что шамканье во время произнесения слово "милочка", стало и зрительно незаметно. Исчезло шамкание. Мило выражается не милочка, а Наталия Крымова - на радость того, что называли словом Культура. Являвшимся и остающимися с точки зрения Рос.Власти - Культ ура ! И всё чин чинарем.
И всё же при всем при этом - спасибо Наталии Крымовой! Сумевшей пробить интервью с великой актрисой через непроходимый советский цензурный и антисемитский заслон. Не будь этого, ни одного видеоинтервью с Раневской мы бы не увидели вовсе. За их неимением. То, что исправленной фразе Раневской руководство телеканала придало большое значение видно не только по тщательности ее исправления, но также и по тому, что БОЛЬШЕ НА СОВЕТСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ НАРОДНУЮ АРТИСТКУ СОВЕТСКОГО СОЮЗА РАНЕВСКУЮ НЕ ПРИГЛАШАЛИ. Ну а то, что не все вопросы были сформулированы на том уровне, который Фаина Георгиевна воспринимала как достойный своего уровня и интеллекта - таланливые люди отличаются от середняков и халтурщиков тем, что учатся не только на чужих ошибках, но и на своих собственных. Впоследствии Крымова стала прекрасным театроведом - царствие ей Небесное.
Такая вот история с единственным интервью с Великой Русской Актрисой еврейской национальности. Которая, думаю, добавит Вам хотя бы немножечко в понимании Фаины Георгиевны (Григорьевны) Раневской (урождённой Фанни Гиршевне Фельдман). В оценке быстроты мысли и беспощадность реакции Великой Актрисы. Раскрыв с еще одной неожиданной стороны её ум и талант.
А молодежи - в понимании Советской Эпохи. Которой народные массы стали чересчур безудержно восторгаться.
Что же до фразы
КАК ВЫ ВЫРАЖАЕТЕСЬ, МИЛОЧКА. ЭТО ЖЕ НЕ ПОМОИ
исчезнувшей из видеозаписи и сохраненная, кажется, только в моей памяти - она может стать символом отношения советско-российской власти к творцам. И при Брежневе, и при Андропове, и при Путине. Присно и вовеки суверенных эпох
Смотрите. Наслаждайтесь. Удивляйтесь. И думайте.
https://www.facebook.com/StanislavBelkovskiy/videos/841406429362596/
Читайте также:
Как вино, водку и портвейн поделили между собой фрезеровщики, Митьки и офицеры, и в каком ресторане придумали бандитов: рассказ о 1970-х как о времени нарастающего всеобщего пьянства.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте: |
||