Положение евреев Европы в 1935-38 годах и в 1945-48 годах было практически одинаково
Опубликовано 2020-03-12 04:00
Один из лагерей, в которых содержались евреи после победы над Гитлером. 1945 год
Неверятно но факт. Или почти факт. В очень хорошем приближении к истине факт. Казалось бы, после победы над Гитлеровской Германией и Нюрнбергского Процесса, закончившегося 1 октября 1946 года, на котором главным обвинением Гитлера в зверствах было оповещение всего мира о Газовых Камерах и Холокосте, симпатия к евреям должна быть колоссальной и повсеместной. Но ничего подобного не случилось.
После прихода к власти Гитлер начал помещать евреев в концентрационные лагеря. В которых тогда еще не было газовых камер, и условия содержания были такими, что шанс выжить у подавляющего большинства узников был. Так же, как в лагерях, в которых содержались евреи после Второй Мировой Войны. Которые старались называть другими словами – но по сути они были тем же, что в первые годы Гитлера: концентрационными лагерями, выйти из которых было нельзя.
Что? В Германии в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года была Хрустальная Ночь, во время которой (кроме разграбленных магазинов) был убит 91 еврей? Так ведь и в Польше после ее освобождения от Гитлера Советской Армии были погромы. По сообщению Википедии "В докладной записке польских властей начала 1946 года говорилось, что с ноября 1944 года по декабрь 1945 года был убит, по доступным сведениям, 351 еврей, жертвами которых были пытавшиеся вернуться в свои дома выжившие в концлагерях." "В Кракове 11 августа 1945 года произошёл погром, начавшийся с метания камней в синагогу, переросший в нападения на дома и общежития, где жили евреи, в результате которого были убитые". "В польском городе Кельце 4 июля 1946 года произошел самый крупный послевоенный погром против спасшихся из Гитлеровских Лагерей". "По крайней мере 500 евреев были убиты поляками в период между капитуляцией Германии и летом 1946 г." Неприятные факты, о которых не принято вспоминать не только в Польше, а во всех европейских странах.
Начиная решать "еврейский вопрос", Гитлер сначала предлагал европейским государствам выселить европейских евреев на Мадагаскар (климат которого, в отличие от климата Еврейской Автономной Области на дальнем востоке, был райский). Затем Фюрер немецкого народа предлагал принять евреев Германии другим странам включая США – но никто не хотел принимать евреев Германии. Ни Европейские страны, ни Советский Союз (которому во время дружбы Сталина с Гитлером а Молотова с Риббентропом Фюрер предложил “подарить” всех евреев Германии и оккупированной им Польши – но Сталин отказался принять).
А что же мы видим после войны? Неожиданно оказалось, что ни одна европейская страна не хочет принять выживших в Холокост граждан своей страны “еврейской национальности” обратно. Как и почему могло случиться такое? Ответ очевиден: еврейская собственность во всех европейских странах, которые оккупировал Гитлер, была разграблена и разошлась по рукам. Отдавать ее никто не хотел. Оглядываясь из 75-летнего удаления в будущее, единственное, что евреям удалось “выцарапать” из своей собственности, которой владели до оккупации Гитлера, была часть денег, награбленная у евреев швейцарскими банками. А также несколько украденных у венских евреев-миллионеров шедевров Климта, экспонирующихся в музеях Нью-Йорка.
Вот так получилось, что ситуация с евреями, пережившими Гитлера, в течение нескольких лет была подобна ситуации в Германии первых лет правления Гитлера. Евреи были поселены в концентрационные лагеря. Включая те, из которых из освободила Советская Армия и Союзники. Само собой разумеется, никто в концлагерях 1945-1948 годов не голодал. Условия содержания были сносными. Настолько хорошими, какими могут быть содержания в зонах и тюрьмах. Однако свободы перемещения у переживших холокост евреев Европы не было никакой. Так же, как совершенно неясной оставалась перспектива на будущее.
Сам факт того, что ни одна европейская страна после победы над Гитлером (кроме самой Германии) не принимала своих евреев так же, как ни одна европейская страна не хотела принять евреев, бежавших от Гитлера, в сравнительно мягкие годы до начала Мировой Войны, говорит сам за себя. И опровергнуть эту ужасающую реальность достоверными, а не фиктивными документами невозможно. Её можно только лишь замолчать
Юрий Магаршак февраль 2020
==========================
Марк Аврутин
Вина перед евреями лишь усилила ненависть к ним
Чтобы поднять из кризиса Германию, нужны были деньги. И Гитлер раздел догола евреев. Их вытеснение сопровождалось тотальным ограблением. К 1938 году у немецких евреев было конфисковано 90% собственности и имущества. Совершалось это при полном согласии народов мира.
Гитлер понял, что евреи никому не нужны, и от них можно избавляться любыми способами. Мертвые будут молчать. И евреи потекли в лагеря смерти и расстрельные рвы, а их деньги - на укрепление германской мощи. И даже когда Рузвельт и Черчилль узнали в мельчайших деталях, как решается «еврейский вопрос», их больше интересовала арабская нефть, а не судьба евреев.
И после войны, освобожденные из лагерей смерти евреи оказались предоставленными самим себе. Упивающихся победой союзников меньше всего волновали эти люди. У освободителей не было инструкций на этот случай. Истощенные люди гибли, как мухи. Несмотря на нечеловеческие тяготы, выпавшие на их долю, жесткие эмиграционные законы не позволяли им выехать ни в Соединенные Штаты, ни в Канаду, ни в Палестину. Тех же, кто возвращался в страны Восточной и Центральной Европы, встречали погромами.
В Палестине Великобритания держала 100 тысяч солдат, чтобы препятствовать еврейской иммиграции. В лагерях для нелегальных иммигрантов англичане разместили тысячи бывших узников Освенцима и других лагерей. И евреи снова оказались за колючей проволокой рядом с немецкими солдатами из расформированного Африканского корпуса, которые, однако, свободно перемещались.
Итак, согласно международному праву, вышло, что обокрасть одного - это воровство, а обокрасть целый народ - непредвиденное стечение обстоятельств, как стихийное бедствие. Результатом Второй мировой войны оказался невиданный грабеж евреев на всех уровнях: один сосед скромно уносил понравившуюся ему вещь, другой - чего-нибудь более существенное, а самые наглые въезжали в квартиру или дом, присваивая себе все содержимое. Государство же отбирало всё до нитки.
Но людей не просто грабили - их при этом уничтожали. Когда председатель Еврейского агентства Хаим Вейцман обратился 20 сентября 1945 года к руководству стран-победительниц с просьбой вернуть конфискованную нацистами еврейскую собственность, ответа он так и не дождался. Шесть лет спустя израильское правительство официально обратилось с требованием возместить хотя бы расходы по приему полумиллиона европейских беженцев, которых, однако, оно не решилось назвать узниками лагерей смерти.
Одна Германия все-таки признала вину и частично рассчиталась за свои злодеяния. 10 сентября 1952 года было подписано германо-израильское соглашение, положившее начало выплате компенсаций.
А ведь за счет евреев поживилась не только Германия. За годы войны аграрная Швейцария, не способная прокормить собственное население, превратилась в мировой финансовый центр. Швейцарские банки кредитовали германские закупки... швейцарских вооружений, обменивали золото, с которым у Берлина проблем не было, на иностранную валюту. К золоту, конфискованному у евреев (в ноябре 1942 года из Освенцима прибыла первая партия золотых коронок), добавились золотые запасы оккупированных стран.
Услуги, которые Берн оказывал Берлину, продлили нацистскую агонию. Швейцарии это припомнили, как и льготные кредиты, и долевое участие в немецких компаниях, использовавших даровой труд военнопленных и узников концлагерей, и расистское отношение к беженцам, и транзит немецких и итальянских военных грузов.
Многие богатые евреи держали деньги на швейцарских счетах. Когда их начали разыскивать наследники, банки всячески этому препятствовали, сознательно удерживая и скрывая активы жертв Холокоста. Основа нынешнего швейцарского богатства - нацистское золото и " бесхозные " еврейские счета. Эти средства, инвестированные в экономику, стали её локомотивом.
Швейцарцы полвека умело прикрывались законом о банковской тайне. Но всякое тайное когда-то становится явным, и их принудили выплатить компенсацию.
Однако еврейские организации, которые спешили получить хоть какие-то средства, допустили явный промах, и согласились на компенсацию в размере всего 1,25 миллиарда долларов. Теперь официальный Израиль должен потребовать открыть все "спящие" счета, а также вернуть украденные художественные и культурные ценности.
Гитлер поставил амбициозную цель – создать в провинциальном Линце на берегу Дуная, где прошло его детство, музей музеев, собрав в нем художественные сокровища всей Европы. «Искусство изымать искусство» было доведено до совершенства. Сразу после оккупации страны все художественные ценности "врагов Германии" – евреев объявлялись «фондом фюрера».
После отбора лучшее уходило в Линц. Работы, которые не вписывались в нацистскую идеологию, уходили в Швейцарию. Там они обменивались на картины старых мастеров, или продавались за валюту. В итоге наживались все. За короткое время для музея в Линце было отобрано более 30 тысяч картин. А сколько шедевров осело у причастных к этой акции людей, остается только гадать.
Немцы всё делали с присущим им педантизмом, создав специальное подразделение особого назначения ERR (Einsatzstab Reichsleiter Rosenberg). Масса специалистов была призвана, чтобы перелопатить сотни тысяч предметов искусства, миллионы книг и рукописей. Всё это делалось, чтобы противостоять еврейской культуре и традициям.
«Спасая от евреев» предметы мирового искусства, конфисковывали принадлежавшие им частные коллекции вместе с картотеками, списками, описями и даже фотографиями. Часть их была продана известным галереям, коллекционерам и дилерам. Кое-что сохранилось до наших дней - в архивах Германии, Соединенных Штатов и Франции. Это позволило создать базу данных похищенных ценностей.
Однако это не значит, что украденное само собой вернется законным владельцам. Никто ничего добровольно не отдаст. Изъятые у евреев шедевры мировой культуры распылены по всему миру. Вернуть удается считанные единицы.
Сталин тоже мечтал о музее, равных которому не было бы в мире. В середине февраля 1945 года тысячи искусствоведов получили приказ срочно выехать на фронт для выполнения "специального задания". Так началась охота за произведениями искусства. Результаты превзошли все ожидания. В Москву и Ленинград были отправлены в общей сложности 15 эшелонов и 3 транспортных самолета с картинами, скульптурами и рисунками выдающихся мастеров.
Сколько среди них экспонатов из частных еврейских коллекций, не знает никто. Россия по-прежнему придерживается имперских традиций: брать и ничего не отдавать, предлагая отложить на неопределенный срок вопрос о собственности культурных ценностей.
Хорошим примером может служить «Библиотека Шнеерсона», которую собирали семь поколений любавических раввинов. Часть библиотеки национализировали в 1918 году большевики. Другую часть перевёз в Ригу, а потом в польский город Отвоцк Йосеф Ицхак Шнеерсон. Нацисты вывезли ее в Германию. Советские освободители вернули в Москву и «освободили» от нее весь еврейский мир, надежно упрятав в Российский государственный военный архив.
Вопрос о возвращении украденного в годы Второй мировой войны еврейского имущества не только финансовый, но и политический. Вернуть большую часть собственности вряд ли удастся. Грабитель не отдаст добровольно награбленное. К тому же действует в этой ситуации не закон, а круговая порука спаянных общей кровью, готовых только к коллективной ответственности, когда виновных не найти. И всё же с амнистией за эти преступления за давностью их срока спешить не следует.
Израиль безжалостно клюют со всех сторон. История вообще была всегда безжалостна к евреям. Все считают, и сами евреи тоже, что они поэтому не должны быть безжалостными к своим гонителям, среди которых вынуждены были жить в течение двух тысяч лет. А может быть, следует руководствоваться принципом: «Клин вышибается клином»? Кто взыщет за кровь евреев, если правительство государства Израиль, созданного для того, чтобы защищать и живых, и мертвых, боится собственной тени?
Существует ещё проблема еврейских беженцев, ограбленных и изгнанных из арабских стран. О пламенной арабской «любви» свидетельствует множество фактов, среди которых самым ярким, наверное, является Алеппский погром 1947 года в Сирии, в результате которого были уничтожены все предприятия и синагоги, что заставило евреев бежать из страны. Число его жертв неизвестно и поныне.
С появлением Израиля на политической карте мира ситуация вообще стала невыносимой. Обобранные до нитки пятьдесят тысяч йеменских евреев оказались в Израиле. В течение трёх лет Израиль принял 123 тысячи иракских беженцев. Предварительно евреи должны были отказаться от гражданства, имущества и права на возвращение назад. Преследования и погромы вынудили уехать египетских евреев. В Алжире верховный суд поставил евреев вне закона. Их предприятия были конфискованы, кладбища разрушены, а синагоги превращены в мечети.
Общее количество еврейских беженцев из арабских стран составило от 800 до 900 тысяч человек, а захваченное у них имущество оценивается международной организацией WOJAC (World Organization of Jews from Arab Countries) в 200-300 миллиардов долларов. Только площадь земли, которой владели евреи Египта, Ирака и Марокко, превышает сто тысяч квадратных километров, то есть в три с половиной раза больше, чем вся территория Израиля, включая Голанские высоты, Газу и Иудею с Самарией.
К середине 1970-х годов евреев в арабских странах практически не осталось. Их выжили оттуда, и никто не возмутился. Израиль же обвиняют во всех смертных грехах. И не потому что он хуже или лучше других, а потому что все повязаны еврейской кровью.
Пока права еврейских беженцев признает страна, не имевшая таковых, - это Соединенные Штаты Америки. Но и они не готовы поддержать требования Израиля о денежной компенсации.
Стоимость имущества еврейских беженцев на порядок выше стоимости имущества арабских беженцев. Разность будет представлять собой арабский долг, который могли бы выплатить палестинским беженцам при условии, что они переселятся в арабские страны, очистив Газу, Иудею и Самарию. Израиль, наверняка, согласился бы.
Возмездие
На первом в истории судебном процессе над военными преступниками, который состоялся в декабре 1943 года в Харькове, ничего не было сказано о геноциде еврейского народа. Не упоминалось о геноциде и в приговоре Нюрнбергского трибунала. Только в 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него». В «Конвенции» был впервые использован неологизм «геноцид» - уничтожение народа, который прижился во многих языках благодаря своей прозрачной этимологии. Но Конвенция стала применяться на практике лишь после того, как американский Сенат ратифицировал её в 1988 г. Однако впервые преступления, совершенные против евреев в годы войны, были признаны самыми страшными преступлениями из всех, известных на протяжении истории человечества, на процессе Эйхмана.
Канцлер Аденауэр высказывал опасение, что процесс «вновь пробудит все былые ужасы» и вызовет новую волну антинемецких настроений во всем мире. Это и произошло. На протяжении десяти месяцев, которые потребовались Израилю для подготовки к процессу, в Германии делалось все возможное, чтобы продемонстрировать беспрецедентные усилия по розыску и судебному преследованию нацистских преступников в стране. Однако ни власти Германии, ни сколь-либо влиятельная группа населения страны не требовали экстрадиции Эйхмана, хотя такого рода требование представлялось бы вполне очевидным, поскольку всякое суверенное государство полагает себя вправе самостоятельно судить своих граждан. Официальное мнение, высказанное правительственными чиновниками Германии относительно того, что экстрадиция была невозможна ввиду отсутствия соответствующего соглашения между Израилем и ФРГ, не выдерживает критики: отсутствие такого соглашения означает лишь только, что Эйхмана нельзя было выдать по принуждению. Фриц Бауэр, генеральный прокурор земли Гессен, указал на это обстоятельство и обратился к федеральному правительству в Бонне с официальным запросом относительно экстрадиции. Однако Бауэр был немецким евреем, и его мнение не соответствовало общественному мнению - потому его запрос не просто был отвергнут официальным Бонном, но и остался практически незамеченным в стране.
Немецкая сторона довела до сведения израильских властей еще один аргумент не в пользу экстрадиции: в ФРГ не существует смертной казни, и, таким образом, нет возможности вынести Эйхману приговор, которого он заслуживает. Учитывая мягкость приговоров, вынесенных немецкими судами нацистам, повинным в массовых убийствах, нельзя не усомниться в добросовестности такой аргументации. Израильский же суд исходил из того, что Эйхман и ему подобные претворяли политику, «основанную на нежелании делить планету Земля с евреями и с людьми других наций - будто бы они имели право решать, кто будет, а кто не будет ее населять. Поэтому нельзя ожидать, что хотя бы один-единственный представитель человеческой расы захочет делить планету Земля с ним». Это стало причиной, по которой ему был вынесен смертный приговор.
Однако нет никакого сомнения, что процесс Эйхмана имел далеко идущие последствия в самой Германии. Отношение немецкого народа к своему прошлому было продемонстрировано с максимально возможной ясностью: самих немцев не очень беспокоит присутствие убийц в их среде и в их стране, поскольку вряд ли кто-либо из них собирается убивать людей по своему собственному намерению и произволу; однако, если мировое общественное мнение проявляет настойчивость и требует наказания этих людей, то немцы, несомненно, готовы пойти им навстречу, хотя и до известной степени.
Сам факт сенсационного ареста Эйхмана и информация о предстоящем суде над ним оказали существенное влияние на деятельность местных судебных инстанций. Удалось преодолеть нежелание заниматься розыском «убийц среди нас», и правосудие прибегло к проверенному временем методу: по стране стали вывешиваться плакаты с объявлением о денежном вознаграждении за помощь в деле обнаружения опасных преступников. Результаты превзошли все ожидания. Семь месяцев спустя после доставки Эйхмана в Иерусалим был арестован Рихард Бэр, сменивший Рудольфа Гесса на посту коменданта Освенцима. Затем, буквально один за другим, были арестованы почти все члены так называемой «Специальной оперативной группа Эйхмана».
Впервые со времен окончания войны немецкие газеты начали печатать многочисленные материалы о судах над нацистскими преступниками, причем все они обвинялись в массовых убийствах. Начиная с мая 1960 г., судебные разбирательства велись только по обвинениям в предумышленном убийстве, а остальные дела были прекращены за давностью лет. Конечно, этому в немалой степени способствовало то обстоятельство, что администрация Аденауэра убрала с занимаемых постов более 140 судей, сотрудников прокуратуры и полиции с сомнительным прошлым. Согласно оценке, из общего числа 11500 судей ФРГ не менее пятисот заседали в судах при нацистском режиме.
В ноябре 1962 г., вскоре после того, как завершилась чистка судебного аппарата ФРГ, во Фленсбурге состоялся давно ожидавшийся суд над Мартином Фелленцем, проходивший в практически пустом зале суда. Фелленц, в прошлом старший офицер СС, а теперь видный член Свободной демократической партии Германии, входившей в правительственную коалицию Аденауэра, был арестован в июне 1960 г., через несколько недель после поимки Эйхмана. Он был признан ответственным за массовые убийства 40 000 польских евреев, и после более чем полутора месяцев судебного разбирательства прокурор потребовал для него максимального наказания - пожизненных каторжных работ. Суд же приговорил Фелленца к четырем годам, причем ему были зачтены два с половиной года предварительного заключения. Многим же вообще удалось избежать заслуженного наказания. Так, «крестный отец» душегубок Вальтер Рауф ушел от расплаты. В апреле сорок пятого он попал в плен к англичанам, в Милане. Специальная организация «Паук», созданная в Австрии Отто Скорценни и занимавшаяся спасением нацистов, помогла Рауфу «исчезнуть» из «лагеря для интернированных лиц».
Но существует еще один, более деликатный и более значимый с политической точки зрения аспект этого дела. Одно дело разыскать скрывающегося преступника и убийцу и совсем другое дело обнаружить, что он живет и процветает у всех на виду - как это было с целым рядом государственных чиновников, которые успешно продолжали в ФРГ свои карьеры, начатые еще при Гитлере. Следует, однако, признать, что если бы администрация Аденауэра проявляла чрезмерную щепетильность при найме чиновников с внушающим подозрение нацистским прошлым, то страна могла остаться вовсе без государственного аппарата. Вряд ли можно считать истинным и справедливым утверждение Аденауэра, что лишь «сравнительно небольшая доля» немецкого народа была связана с нацистами и что «значительное большинство немцев стремились, по возможности, оказывать помощь своим еврейским согражданам».
Логика процесса Эйхмана могла бы привести к раскрытию соучастия всех немецких учреждений и организаций в осуществлении «окончательного решения», включая всех государственных служащих в министерствах Третьего рейха, вооруженные силы с генеральным штабом во главе, юридическую систему и деловой мир. Установленные в Нюрнберге определения «преступных организаций», согласно которым в их число были включены лишь четыре организации: верхушка Национал-социалистической партии, гестапо, СД и СС - оказались явно недостаточными. В список таких организаций не были включены даже уголовная и политическая полиция, хотя их активное участие в действиях по «окончательному решению» было к тому времени достаточным образом подтверждено. Но даже если бы все полицейские силы были добавлены к числу организаций, определенных как «преступные», все равно это не соответствовало бы реальным условиям Третьего рейха. Дело в том, что в Германии, по крайней мере, на протяжении военных лет, не существовало вообще ни одной организации или общественной структуры, которые не были бы замешены в преступной деятельности.
Теперь, когда участников тех преступлений практически не осталось, встает вопрос: почему люди, родившиеся после войны, должны каяться за преступления, которые они не совершали? Дискуссии на эту тему уже не первый год идут не только в средствах массовой информации, но и в простых пивнушках. Возражают против «вечной вины немцев». Многие видят в требовании непрерывного и бесконечного покаяния какую-то политкорректную неискренность.
Известные немецкие фирмы, существовавшие во времена Третьего Рейха, имеют темные пятна в своей истории. Трудно было действовать в условиях диктатуры и не запачкать свою репутацию контактами с ней. Большинство нынешних индустриальных гигантов: «Фольксваген», «Даймлер-Бенц», «Альянс», «Континенталь» давно открыли историкам свои архивы, позволили написать о прошлом всю правду, какая бы горькая она ни была, признали свою вину и выплатили пострадавшим компенсации за причиненный ущерб.
Однако никакие признания и выплаты не делались от чистого сердца и вполне добровольно. Да и произошло это не сразу, а только к началу двадцать первого века. Сказались и давление мировой общественности, и, в ещё большей степени, страх потерять основные рынки сбыта своей продукции, прежде всего, американские. Не следовало бы вообще называть эти действия «покаянием». Цивилизованное сообщество признало фирмы, использовавшие подневольный труд, ответственными в нанесенном им ущербе. Ответственность выражается в необходимости хотя бы частично компенсировать причиненный вред. Таковы правила международного общежития: пока живы жертвы кровавого режима, фирмы и люди, наживавшиеся тогда, должны хотя бы частично вернуть долг.
Слово «покаяние» уводит проблему в моральную плоскость, путая настоящее время с прошедшим: что было справедливо для поколения, при котором совершались преступления, становится совершенно неприемлемым для поколения детей, внуков и правнуков. Философ Карл Ясперс считал, что вина лежит на всем поколении немцев. Он говорил, что, живя в Гейдельберге, он только в 1945 году узнал действительное положение вещей. И тогда же, в своей первой публичной речи, произнесенной после окончания войны, сказал: «Мы, выжившие немцы, не искали смерти. Нас не арестовывали, как наших еврейских друзей, не выгоняли на улицы, не казнили. Мы предпочитали остаться в живых с таким слабым, если вообще правильным, аргументом, что наша смерть все равно никому не может помочь. То, что мы живы, и есть наша вина!». Нормальные немцы следующего поколения говорят: «Между нами стоят 6 000 000 убитых евреев. Мы не виноваты в этом убийстве - мы в то время были ещё детьми. И хотя очень нелегко для нас сталкиваться с преступлением, которое совершили немцы, мы считаем своим долгом не забывать совершенное. Это часть нашей истории, и существует обязанность ее признать. Вместе с домом своих родителей мы наследуем историю этого дома».
Империя Квандтов повела себя иначе… На протяжении шести десятилетий, прошедших после Второй мировой войны, Квандты ни разу не допустили историков к своим архивам, ни словом не обмолвились о своем участии в преступлениях нацистов. Моложавый Свен Квандт, наслаждающийся сейчас неслыханным богатством, не жил в то страшное время и не участвовал в преступлениях гитлеровцев. Но он пользуется наследством, нажитым в преступное время преступным путем. «Можно ли получить в наследство богатство, отказавшись унаследовать ответственность?» Историк Констанце Вернер, описавшая судьбу многих сегодняшних индустриальных гигантов с темным прошлым, считает поведение Квандтов ошибкой: «Было бы умнее выложить все карты на стол и согласиться с оценками прошлого. Тогда не будет больше никаких поводов для обвинений».
Недалеко от территории фабрики «Варта» стоит скромный памятник жертвам принудительных работ при нацистах. Поставлен он на средства города Ганновера. Семья Квандт не разрешила установить его на своей территории и не дала ни цента на его возведение. В таких случаях молчание индустриальных магнатов становится вопиющим. Ставят в вину семейству Квандт не отсутствие лицемерного «покаяния», а недостаток ответственности перед теми, чьим трудом незаконно пользовались их отцы и деды. Конечно, нельзя требовать покаяния, но нельзя допустить и забвения!
Гиммлер опасался, что когда дети уничтожаемых евреев вырастут, они отомстят «нашим детям и внукам». Поэтому он призывал «решиться стереть эту нацию». Нет, мы не мстим! Более того, многие, хотя и не все, простили. Но мы не имеем права забывать и должны из поколения в поколение передавать своим детям и внукам, как это было. И не только, - высший смысл пребывания евреев в послевоенной Германии, возможно, в том и состоит, чтобы и немцы не забывали о величайшем в истории человечества преступлении, совершенном их предками.
Часто люди задаются вопросом: могло ли что-нибудь воспрепятствовать Катастрофе. Стала бы, например, возможной «Катастрофа», если бы её осуществлению воспротивился Ватикан? Но Ватикан молчал и до войны, зная, что происходило в Австрии и Германии, и много лет после её окончания. Что же говорить о простых людях, хоть на востоке, хоть на западе - они были парализованы страхом, и вынуждены были молчать. Жизнью овладели пособники врага и ненавистники евреев. Они повсюду задавали тон и становились маленькими властелинами подле могучих врагов. Так негодяи с помощью врага стали большинством. Зато когда на этом жутком фоне раздавались решительные голоса «против», никто из нацистов, включая самого Гитлера, не решался их проигнорировать.
Может ли это повториться?
С падением режима национал-социализма в Германии угроза геноцида не исчезла: с одной стороны в СССР, а с другой стороны, на Ближнем Востоке, в арабских странах велась подготовка к завершению «окончательного решения». Центр борьбы на уничтожение евреев переместился на Ближний Восток. Существующие там тоталитарные режимы в сочетании с религиозным мракобесием способствуют усилению юдофобства.
Кроме того, надо учитывать, что после падения Германии многие руководители Третьего Рейха скрылись в арабских странах. Большинство из них взяли арабские имена и приступили к обучению арабов террористической деятельности, нацистским методам пропаганды и полицейской работы. Им удалось привить своим коллегам жгучее желание истребить всех евреев. Тем более, что многие лидеры арабских стран, такие, как Абдаль Гамель Насер, в прошлом сотрудничали с немцами во время Второй мировой войны и, несмотря на осуждение нацистских преступлений, остались ярыми ненавистниками евреев.
Нацисты принесли в арабский мир теорию и практику решения «еврейского вопроса». Основой антисемитской пропаганды сделались делегализация и дегуманизация жертв. Частью политики дегуманизации стала прямая демонизация евреев, которых начали изображать в роли представителей Дьявола на Земле. А поскольку Дьявол - враг Бога, убийство евреев не просто разрешено, но является религиозным долгом верующего. Именно это сейчас делают арабы.
Немецкие советники арабских лидеров преподали им урок провоцирования бунтов. В свое время этот метод хорошо сработал против Чехословакии, когда встал вопрос о судьбе судетских немцев. Когда правительство Чехословакии решило подавить мятеж и восстановить порядок, бунтовщики обратились за помощью к Германии, поддержать их стремление к свободе. Гитлер, конечно же, был полон решимости защитить своих единоплеменников. Теперь подстрекатели возбудили бунты по всей Иудеи, Самарии и в Секторе Газа, введя некоторые усовершенствования: мятежи начинали женщины, дети и подростки. При этом зрители теленовостей видели, как против беззащитных женщин и детей выступает полиция и армия. Зрителей не интересовало, что Израиль борется за свое существование. Люди автоматически начинали сочувствовать арабам. Это был тонкий расчет, основанный на эмоциональном воздействии.
Открытая поддержка стран, считающих себя вполне демократичными, оказывает большое влияние на этот процесс. Эта поддержка может выражаться по-разному: в форме выступлений в защиту палестинцев, например, с трибуны ООН; в виде поставки оружия арабским странам, или подготовки офицерских кадров для них, или предоставления им военных советников и пр. Сегодня, как ни странно, «концентратором антисемитских настроений, выражаемых миллионами людей разных взглядов и конфессий, стала ООН. За последнюю четверть ХХ века ООН приняла 100 резолюций с критикой Израиля. Такого «внимания» не удостаивалось ни одно государство в мире. И одновременно, ни одной резолюции, осуждающей атаки палестинцев на Израиль. Все предложения по осуждению антисемитизма ООН отклонила. Апогеем антиизраильской, антисионистской политики ООН, наверное, следует считать сформулированные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 1975 года обвинения евреев в угнетении других народов, что послужило основанием для приравнивания сионизма к расизму.
Следует отметить, что такое отношение к сионизму, как национально-освободительному движению еврейского народа, когда стали подвергать сомнению и связь евреев с землёй Израиля, и родство современных евреев с древними иудеями, и даже Холокост назвали выдумкой самих евреев, существовало среди арабов не всегда. Ещё в начале ХХ века многие верили в возможность совместить интересы арабов и евреев. В 1913 году на проходившем в Париже Первом арабском Конгрессе было вообще продекларировано в качестве основополагающего принципа братство арабов и евреев по расе. В выступлениях участников говорилось, что «еврейские братья знают, как нам помочь, чтобы общая страна развивалась материально и морально». Даже арабские националисты верили, что возвращение евреев на историческую родину поможет поднять благосостояние арабов, и потому арабы выступали в поддержку иммиграции евреев в Палестину.
Ситуация изменилась после принятия Декларации Бальфура. Арабы, которые не прочь были воспользоваться еврейскими миллионами, самими евреями, теперь категорически восстали против создания еврейского государства в Палестине, требуя отмены Декларации Бальфура. Евреям-иммигрантам в арабской стране - да, но не репатриантам в своём собственном государстве! Тем не менее, была создана Специальная Комиссия ООН, так как после Холокоста усилились требования принять решение по Палестине. До сих пор принято считать, что мировое сообщество было озабочено судьбой уцелевших в Катастрофе евреев. Какая наивность! Если чем и были озабочены лидеры ведущих стран мира, кроме стоявших перед ними геополитических задач, то исключительно тем, чтобы «избавиться» от этих евреев, которые могли бы служить им живым укором. Комиссия ООН рекомендовала создать два государства, - еврейское и арабское - объединенные в экономический союз. И это притом, что арабское государство к тому времени в Палестине уже существовало ровно четверть века - ещё в 1922 году 80% территории Палестины отвели под Иорданию. Несмотря на протесты и угрозы арабских стран 29 ноября 1947 года была принята резолюция ООН по разделу оставшейся части Палестины.
Наступление арабов на еврейский ишув началось фактически не после провозглашения государства Израиль, а ещё до принятия резолюции ООН, а именно, 19 ноября 1947 года. Этому в значительной степени способствовало то обстоятельство, что английские военные базы и большое количество оружия попало в руки неформальных арабских соединений. С самого начала военных действий арабы поставили цель - полное истребление евреев. Однако тогда ещё большинство стран чувствовало свою ответственность за принятое ими решение и осудило агрессию арабов. Даже советский представитель Громыко заявил: «Арабские государства игнорируют решение ООН».
Арабы не сомневались в своей победе над 600 тысячной фактически безоружной еврейской общиной, объявившей себя государством. Деньги, вложенные евреями в приобретение и обработку земли, должны были стать их легкой добычей. А деньги немалые: евреи платили за акр бесплодной земли в Палестине от 1000 долларов, тогда как акр плодороднейшего чернозема в штате Айова в США оценивался максимум в 110 долларов. При этом землю, в основном, покупали у крупных землевладельцев, а не у бедных феллахов, в чем обвиняли евреев, утверждая, что «народ без земли пришел, чтобы взять землю без народа».
Во время войны 1947-48 годов арабы бежали не от евреев: лидеры арабских стран призывали арабов покинуть Палестину, чтобы они не становились помехой во время тотального уничтожения евреев. Арабы не сомневались в разгроме Израиля и своем скором возвращении. В результате этих несбывшихся надежд беженцами стали 650 тысяч палестинских арабов. В 1950 году Иордания аннексировала Западный Берег Иордана. Кроме Англии и Пакистана эту акцию никто не признал. Оккупация продолжалась без малого 20 лет, и палестинцы не требовали создания отдельного государства. Организация Освобождения Палестины была создана лишь после войны 1967 года, когда Западный Берег оказался под контролем Израиля. Тогда возникли условия для придания борьбе против Израиля видимости борьбы за освобождения Палестины. Какой Палестины? Никогда не существовало государства Палестина.
Бандитские формирования кочевников-феддуинов англичане провоцировали нападать на еврейские поселения задолго до провозглашения государства Израиль, ещё в самом начале 1920-х годов. После войны 1967 года эти террористические группы были объединены в ООП. Послевоенная политика Израиля не может не вызывать, как минимум, удивления. Впервые в мировой истории поиском мира занимается победитель, а побежденная сторона настаивает на капитуляции Израиля, отказывая ему не только в признании, но и в мире, и даже в переговорах о нем.
К настоящему времени Израиль уже вернул 93% земель, отвоеванных им в оборонительных войнах. Лидеры еврейского государства явно не готовы отстаивать свою землю. Израиль обеспечивает всем необходимым палестинских арабов, предоставив им самую широкую автономию, вплоть до права почти беспрепятственно уничтожать мирное еврейское население, пропагандировать антисемитизм, начиная с детских учреждений. За все годы Израиль не произвел ни одной настоящей «зачистки» территорий с целью изъятия оружия и депортации его владельцев. Или изъятия школьных учебников с антисемитскими высказываниями, с призывами убивать евреев. Почему авторы этих учебников или издатели «Протоколов сионских мудрецов» не высланы как явные враги Израиля за его пределы?
Бойкот
Такие непохожие друг на друга страны и народы связывает совместно пролитая кровь. Нет, не своя - чужая. Уже не первый год в Европе, Америке и даже в Южной Африке по нарастающей ведется бойкот израильской продукции. Инициаторами бойкота, как правило, выступают проарабские, пропалестинские организации. Но принимают участие в бойкоте представители самых разных организаций: от пайщиков магазинов до правительственных органов.
Основанием для бойкота служит производство продукции, как считают активисты-правозащитники, «в незаконных израильских поселениях на Западном берегу, на землях, украденных в нарушение международного права у палестинских фермеров». А целью «миротворцев» является политическая борьба за передачу арабам земли, обжитой и возделанной еврейскими первопроходцами.
Активисты международного движения «Бойкот» заставляют владельцев торговых предприятий давать обязательство не торговать продукцией, произведенной «на оккупированных территориях». Кроме того они оказывают давление на зарубежных инвесторов, вкладывающих капиталы в перспективные проекты на этих территориях, обвиняя их в содействии «израильскому апартеиду и колониализму».
Чтобы не показаться голословными, приведем несколько примеров. Мэр города Йена (Тюрингия, Германия) активно поддерживает масштабный бойкот израильских товаров. Инициативная группа пайщиков продовольственного кооператива бруклинского района Парк Слоуп (Нью-Йорк) призвала убрать израильские продукты с полок магазина. Сеть британских супермаркетов Sainsbury’s подверглась давлению со стороны активистов международного движения «Бойкот». Проарабская группа в Ванкувере провела акцию против местных магазинов, торгующих израильскими товарами. Аптечная сеть в Южной Африке столкнулась с угрозой бойкота из-за своего решения продавать продукцию Мертвого моря. Татарстанская общественная организация «Союз арабских студентов» призвала бойкотировать израильские товары. Толпа пропалестинских активистов, устроила демонстрацию протеста против израильских товаров в одном из магазинов торговой сети Carrefour города Эври.
Но международная общественность душит поселенцев и в самом Израиле: еврейскими юристами подано исков на миллионы шекелей против израильских фермеров. «Правозащитники» уверяют, что бойкот израильской продукции, - это способ, которым они выражают своё отношение к издевательствам израильтян над палестинцами. Они оценивают ситуацию там хуже той, которая была в Южной Африке. В журнал-газете «Мастерская» опубликована серия материалов израильской журналистки Евгении Кравчик, в которых бойкот приравнивается к экономической интифаде.
Почему официальные органы и, в первую очередь, минсельхоз не опровергают эти вымыслы. Ведь израильские фермеры преобразили до неузнаваемости Западный берег, который до 67 года выглядел, как в средневековье. Израильскому минсельхозу потребовалось вложить миллиарды шекелей в научные разработки, позволившие превратить пустыню в цветущий сад. Если бы не эти разработки израильских ученых, выращивать пряности, в производстве которых Израиль стал ведущей в мире страной, в условиях жаркого сухого климата было бы невозможно.
Палестинцы же вовсю перенимают израильский опыт и получают передовые технологии бесплатно. В результате резко повысился уровень жизни арабского населения. Поэтому вместо того, чтобы душить еврейских фермеров бойкотом и санкциями, «миротворцы-правозащитники» должны были бы способствовать сотрудничеству палестинцев с израильтянами.
Но сторонниками бойкота движет не забота о палестинцах. Они одержимы слепым фанатизмом и антисемитизмом и выступают не за палестинцев, а против Израиля, в котором якобы нарушаются права человека. На самом же деле права человека там соблюдаются во много раз тщательнее, чем в любой стране Ближнего Востока. Однако «борцов за права палестинцев» всё это не интересует. Они уподобляются нацистам 30-х годов, которые тоже начинали с бойкота еврейских магазинов.
Пользуясь пассивностью официального Израиля, Евросоюз создал комиссию юристов, которая пришла к выводу, что бойкот поселений соответствует нормам международного права. Это придало мощный импульс кампании бойкота и санкций. И вот, вслед за бойкотом сельхозпродукции объявляется бойкот на косметику, и прочие продукты, изготовленные из сырья Мертвого моря. А затем уже начинается бойкот научных и культурных мероприятий: академический бойкот Израиля, организованный Британским комитетом университетов Палестины; бойкот фестиваля в Эйлате и пр.
Согласно международному праву и военному делу ОККУПАЦИЯ - это временное занятие вооруженными силами территории противника, насильственный захват чужой государственной территории, временное пребывания войск одного государства на территории другого государства в условиях состояния войны между ними. Почему не потребовать ответа у тех, кто считает Западный берег оккупированной территорией, у какого государства захватил Израиль территорию, которую насильственно удерживает без малого полстолетия? Нам представляются обвинения Израиля в оккупации и нарушении прав палестинцев клеветой. Против организаций и лиц, распространяющих данные клеветнические утверждения, должны подаваться судебные иски.
Не понятно, на каком основании ООН, ЕС и Лига арабских государств требуют от Израиля спустя почти полвека (!) немедленно отступить к несуществующим довоенным границам. Почему освобожденные в боях с напавшей на Израиль Иорданией Иудею, Самарию и пол-Иерусалима надо теперь даровать «угнетенным» палестинцам? Что может служить основанием для того, чтобы считать Иудею и Самарию оккупированными территориями. Избранный Израилем путь: «мир в обмен на территории» - это дорога в никуда, тем более, в условиях «арабской весны», давно уже перешедшей в пылающую огнем «исламскую зиму». Помнит ли руководство страны, что Израиль – это символ защиты и оплота еврейского народа?
==========================
Приложение: Исход из Европы-1947
Песах у евреев праздник Исхода. Когда говорят о Песахе, то подразумевают Исход из Египта, но в этот раз этот мой рассказ будет о другом исходе. Об Исходе, который был кораблем. Это был знаменитый корабль, который назывался назывался "Исход из Европы 1947" ("יציאת אירופה תש"ז" - "Exodus 1947"). Обычно его называют "Эксодус", т.е. просто Исход...
Многие знают об это корабле благодаря знаменитому роману Леона Юриса "Эксодус" и одноименному голливудскому фильму.
Настоящий корабль под этим названием имеет мало общего с романом Л. Юриса и с голливудским фильмом. На самом деле все было гораздо страшнее и жестче.
На сегодняшний день в живых осталось очень мало людей, которые реально участвовали в плавании на Эксодусе. Мне повезло познакомиться с таким человеком и я хочу рассказать о нем и об Исходе.
Исходу евреев из Европы предшествовала Катастрофа европейского еврейства. Этот исход, наверное, был не менее драматичен, чем исход из Египта.
Плавание "Эксодуса" летом 1947г. одно из самых известных и драматических событий еврейской истории в этот период, об этом многое известно.
Это Эрвин Биренбаум, он участвовал в плавании настоящего Эксодуса и ему есть что рассказать об этом, он все хорошо помнит. Ему 88 лет, профессор многих университетов мира, живет в Нетании. Он человек необыкновенно жизнерадостный и общительный.
Эрвин Биренбаум родился в 1929г. в городе Кошице втором по величине городе Словакии.
Во время Второй мировой войны Словакию оккупировали венгры, немцы туда пришли только в 1944г. Венгры не занимались целенаправленным геноцидом евреев, поэтому прятаться и скрываться семье Эрвина пришлось только после прихода немцев. Все члены семьи прятались по отдельности. Эрвин и его брат были подростками. Один работал на сельскохозяйственной ферме, мыл полы и убирал, другой работал билетером в кинотеатре. У них были разные документы, сделанные их отцом. Отец их умудрялся подделывать документы, он был художник-график, он тоже выжил. Он прятался на чердаках и каждый день менял место ночевки. Их мать, которая пряталась тоже отдельно и работала уборщицей. Им повезло - все они были блондинами с голубыми глазами.
В 1947 году вместе с другими нелегальными эмигрантами Эрвин поднялся на борт корабля Эксодус и проделал с ним весь путь до Хайфы.
Книга "Эксодус" вышла в США в 1958 и сразу стала бестселлером. В 1960 году вышел фильм по этому роману. Эрвин говорит, что у фильма нет никакой связи с реальным кораблем.
Именно эта фотография корабля "Исход из Европы 1947" ("Эксодус 1947") и вошла в историю.
Через 10 лет после событий, в 1957 году, один американский журнал попросил Эрвина написать подробный отчет об этом плавании. На тот момент было написано много воспоминаний об этом плавании и у Эрвина была возможность сопоставить свидетельства. Эрвин считает, что он написал самый документальный отчет.
Он до сих пор связан с теми немногими, кто остался в живых.
Вся история знаменитого "Эксодуса" началось в Балтиморе, в США, в небольшом заливе. Там находилось судно, которое называлось "President Warfield". В этом месте установлена памятная доска с надписью: здесь стоял корабль Эксодус, который стал импульсом в возрождении государства Израиль.
"President Warfield" был роскошным кораблем, построенным в 1928г. Он был рассчитан на 310 пассажиров, там была 171 каюта, шикарный ресторан, всевозможные развлекательные комнаты, библиотека и т.д.. Это был лайнер, перевозивший пассажиров по 3-х дневному маршруту Балтимор-Норфолк. В 1947 году хозяева этого корабля пришли к выводу, что он уже не годен для использования. Они были готовы отправить его на металлолом.
Евреи, пережившие лагеря уничтожения, не могли вернуться в прежние места. Там их просто никто не ждал, имущество было разграблено. Нам известно о погромах в Польше после войны, где вернувшиеся евреи были убиты.
Многие евреи хотели покинуть Европу и переселиться в Эрец-Исраэль, в те времена это была Подмандатная Палестина..
"Алия и возрождение на родине", Отто Валиш 1945г.
Семье Эрвина повезло, они выжили. Его отец и мать вернулись в то место, где они жили до войны, в Кошице. Они пришли в дом, где жили, и обнаружили, что там некая дама открыла свой бизнес. Они отправились в полицию, и попросили помощи, чтобы они смогли вернутся в свой дом. Полиция сказала им: "Вы хотите вернутся в ваш дом? скажите спасибо женщине, которая сохранила этот дом". Прошли месяцы, пока они смогли вернуться. И за это время они пришли к выводу, что они больше не хотят жить в Кошице.
Организация Агана помогала оставшимся в живых евреям покинуть Европу, для этого она искала корабли чтобы перевезти желающих в Подмандатную Палестину.
"Мы совершили алию!", Отто Валиш 1946г.
Корабли нелегальной эмиграции, практически единственный путь для еврея въехать в Эрец-Исраэль, когда англичане почти не давали разрешений на въезд с 1934 по 1948гг..
Агана искала возможность арендовать или купить старые корабли, чтобы на них переправить евреев в Палестину нелегально. Людям из Аганы стало известно о корабле "President Warfield", который был на свалке, и они купили этот корабль. Они организовали группу примерно из 30 человек добровольцев, которые приехали из Лос-Анжелоса, Нью-Йорка, Балтимора и других американских городов. Большинство из них работало на кораблях. Они полностью переделали корабль: сломали все перегородки, чтобы сделать одно большое пространство, фактически, остался только корпус.
"President Warfield" на пути из Балтимора в Европу, 1947г.
Von Self-scanned by original uploader JGHowes at en.wikipedia
(Originaltext: uploaded by User:JGHowes) - U.S Coast Guard official photo by the Coast Guard Air Station (Elizabeth City, North Carolina), reprinted in Steam Packets on the Chesapeake, 1961., Gemeinfrei, LinkИз корабля, на котором помещалось 310 человек, они сделали корабль, на котором поместилось 4.500 (!!!!) человек. Это был четырех палубный круизный корабль. Были сняты все перегородки и внутреннее пространство каждой палубы стало единым целым, на всех палубах построили сплошные нары из досок от борта к борта. На каждом уровне было 3 уровня нар. На каждой палубе помещалось по 1.500 человек. Верхняя палуба, ничем не прикрытая, предназначалась для работающих людей: для моряков, для обслуживающего персонала, для врача, медсестер, кухни. Условия кошмарные, но множество людей ждало любую возможность уехать из Европы.
Этот корабль получил название "Исход из Европы 1947" ("יציאת אירופה תש"ז" - "Exodus 1947")
Эрвин был в Будапеште, когда город освободила Красная Армия в 1945г. И хотя он был из очень религиозной семьи, после освобождения в 1945г., он был убежденным атеистом. В те годы с людьми происходило разное: кто-то из атеиста становился религиозным, а кто-то, наоборот, терял веру. Эрвину тогда было 16 лет и он искал возможность уехать из Европы. Одному сделать это было невозможно и он присоединился к движению "Ашомер Ацаир". Он целый год был в подполье от этой организации, а после окончания войны он был активным участником этой организации. Через небольшое время он стал одним из руководителей молодежных групп. Это были такие же безумные молодые люди как и он. Все они хотели как можно быстрее покинуть Европу после всего произошедшего.
Беженцы в Будапеште по пути в Эрец-Исраэль. Музей Еврейских бригад.Прошло три четверти года, пока они смогли покинуть Будапешт. Подпольная организация "Бриха" (ивр. בְּרִיחָה, «побег»), часть Аганы, старалась помогать молодежи, желавшей покинуть Европу. Организаторы из "Бриха" сказали, что есть корабль, который может их доставить в Палестину. Эрвин думает, что они были первыми евреями, которым удалось покинуть Будапешт. Их отвезли сначала в Прагу, из Праги они отправились на границу Чехии и Германии. Там они шли пешком, так как американцы не хотели помогать в таких вещах. Это была тяжелая зима 194546 года. Снег был по колено. Несколько километров в районе границы они ползли в снегу, чтобы их не заметили. Со стороны Германии их ждали грузовики от организации "Бриха", которые привезли их в Нюренберг. Это путешествие заняло 2 месяца.
Один из лагерей организации "Бриха", 1945г., Музей Еврейских бригад.В Ансбахе они жили в "санатории" (лагере организации "Бриха") в течение года.
Их группа написала книгу "Как прошел наш год". Вот экземпляр этой книги в руках у Эрвина.
А корабля все не было. Только через полтора года они попали на корабль для нелегальных эмигрантов.
Эрвин руководил группой из 200 человек, из тех, кто ждал этот корабль. На поезде они прибыли в Марсель. Они очень надеялись, что все-таки попадут на корабль. Находясь там они прошли тренировки и инструктаж. Через 10 дней они снова сели на грузовики. Каждому разрешалось взять рюкзак весом до 5 кг, нельзя было взять больше. Из этих 5 кг, был 1 литр воды, 2 банки консервов.
Это была тайная операция, поэтому они ехали в грузовиках крытых брезентом, в полной тишине.
В окрестностях Марселя их ждал корабль.
Еврейские беженцы в грузовиках Еврейской бригады. Музей Еврейских бригад
10.07.1947 года, в конце-концов, они прибыли в неизвестное место, сошли с грузовиков и увидели корабль, на котором им предстояло плыть в Эрец-Исраэль. Он показался им очень-очень большим. Никто из них никогда не видел никаких кораблей. Большинство молодежи из группы Эрвина были из стран, которые не имели выхода к морю.
Прибыли и другие грузовики. Всего 172 грузовика. В строгом порядке все поднялись на корабль. Моряки распределяли группы внутри корабля. Группе Эрвина очень повезло, они получили место близкое к борту и иллюминатору, это очень улучшало ситуацию: на этом корабле не было никакой вентиляции.
Дисциплина в группах была потрясающая, тем не менее, погрузка 4.500 человек заняла около 5-6 часов.
Их группу сразу назначили охранять верхнюю палубу, также они помогали всем, кто нуждался в помощи. Это было невероятное счастье, это давало возможность не находится в душном трюме корабля как все остальные, а иногда выходить на свежий воздух.
Корабль начал свое плавание из порта Sète (Франция), о чем и рассказывает эта памятная табличка.
By Barbari - Own work, CC BY-SA 3.0, Link
a memorial for the ship "Exodus" in the harbor of Sète, France.
Англичане попросили французов не помогать кораблю и не давать лоцмана. Выйти же из порта без лоцмана очень сложно, французы это понимали, но извинились и лоцмана не дали. Капитану корабля "Эксодус" Айку Аароновичу было 23 года. Пассажиры не знали о ситуации, которая сложилась в порту и молодой капитан старался выйти ночью из порта, который он совсем не знал, без лоцмана. Он сделал несколько попыток и врезался в ограждения порта. Ушло несколько часов на то, чтобы все-таки покинуть порт.
Первый и второй день плавания корабль плыл под флагом Гондураса. Затем капитан сменил название на "Exodus — 1947" ("Исход из Европы — 1947").
Британцы тщательно отслеживали корабль. Как только корабль оказался в открытом море, английские корабли стали сопровождать его. Пассажиры корабля получили команду не выходить на палубу. Хотя британцы знали, что на корабле нелегалы, они не знали сколько людей на судне.
На третий день стало ясно, что пребывание такой огромной массы людей в закрытом трюме приведет к болезням и смертям, да и британцы знают, кто плывет на корабле. И было принято решение, что на четвертый день разрешить людям выйти на палубу, чтобы вдохнуть свежий воздух.
By אין מידע - The Palmach Archive via the PikiWiki - Israel free image collection project, Public Domain, Link
На третий день Эрвин с еще двумя парнями охраняли верхнюю палубу и в это время состоялись похороны. Им объяснили, что одна из женщин родила сына, но скончалась от осложнений во время родов. Не было возможности оставить ее на корабле, необходимо было ее похоронить. Был сделан гроб и ее похоронили, как хоронят в море. Эрвин до сих пор не может забыть как гроб опустили в море. Нашлась другая женщина, тоже недавно родившая, которая стала кормить своего ребенка и ребенка, потерявшего мать.
На корабле были женщины на 9ом месяце беременности, которые знали, что они в любой момент могут родить. Тем не менее, они решили отправится в столь опасное нелегальное плавание. Агана старалась не брать таких женщин в нелегальное плавание. Их наличие в группе усложняло соблюдение секретности операции и перевозка их была рискованной.
Ирония ситуации была в том, что на шестой день плавания этот гражданский корабль сопровождали 6 военных английских кораблей, один очень большой, который успешно участвовал в войне против Германии.
By אין מידע - The Palmach Archive via the PikiWiki - Israel free image collection project, Public Domain, LinkЕвреи уже так много прошли, что не могли себе позволить отчаяться. 4.500 человек каждый день видели британцев вокруг, но верили, что им дадут возможность, в конце-концов, добраться до Эрец-Исраэль и там остаться. Было много разговоров между пассажирами и моряками. Моряки говорили о том, что Эксодус из дерева, а военные корабли из металла. Есть шанс, что когда кораблю приблизимся к берегу на 3 мили, англичане могут напасть, и тогда корабль изо все сил будет двигаться вперед. При этом металлические корабли не смогут развить такую скорость и Эксодус сможет прорваться к берегу. Англичане побоятся приблизится к берегу на тяжелых военных судах.
Каждый день британские корабли плыли все ближе и ближе. Они кричали в рупор: "Мы знаем кто вы, прекратите плавание. Вернитесь домой! Вы не можете приблизится к нашей подмандатной территории". Англичане говорили это на самых разных языках: на польском, французском, иврите, английском... В пассажиры пели и это был их ответ.
Ни у кого из них не было дома...
By אין מידע - The Palmach Archive via the PikiWiki - Israel free image collection project, Public Domain, LinkПоследний день. Надо было быть готовыми к любому сценарию, не только добраться до берега, но и защищаться, если британцы нападут. Оружия не было и евреи растянули вокруг корабля колючую проволоку, со склада достали коробки с консервами, картошку, в общем, все, что можно было бросить в англичан. Они приготовили также ведра с жидкостью, которая вызывала слезы при попадание на кожу. Самые молодые были организованы в отряд, чтобы в определенный момент прыгнуть в воду и проплыть 3 км до берега. Были группы, которые собирались прыгать в воду в 2 км от берега и в 1 км от берега.
Пассажиры были хорошо организованы, каждая группа знала свое место и что делать, когда англичане подойдут совсем близко. Евреи собирались бороться...
На судне потушили огни и англичане потушили огни в порту.
Пассажиры судна получили сообщение от Аганы, что их ждут. Кроме того, им сообщили, каким образом пройдет встреча на берегу: люди из кибуцов рассредоточены по всему берегу и ждут, когда люди с корабля прорвутся через англичан, и они тут же примут их. Те, кто прыгнет с корабля в море, будут встречены на лодках, которые выйдут в море вдоль берега. И что весь народ еврейский с пассажирами корабля. Все было рассчитано таким образом, что высадка произойдет в 5 утра.
Группа Эрвина дислоцировалась под капитанской рубкой, и понимали что до 5 никто не начнут никаких действий. После полуночи Эрвин проснулся от света прожектора, который бил ему в глаза и он также услышал громкоговоритель:" Вы в территориальных водах, мы сейчас поднимимся на ваш корабле, не сопротивляйтесь". В этот момент корабль был 50-60 километров от берега. Англичане знали, что на корабле находится очень много людей и хотели себя подстраховать, при взятии на абордаж корабля, на котором находилось 4.500 человек. Англичане хотели остановить Эксодус в экстерриториальных водах. Два английских корабля подошли вплотную к Эксодусу и перебросили мосты на палубу, и сжали корабль с двух сторон. Эта ситуация продолжалась несколько минут, но пассажирам она показалась часами. После этого английские корабли отошли. Несколько британских солдат смогло перепрыгнуть на Эксодус. Корабль заглушил мотор. И тут началось сопротивление. Сотни рук были подняты вверх, все что могло быть кинуто в солдат, полетело в их направлении. Это был некий момент освобождения, ведь на всем протяжение пути уничтожения еврейского народа, евреи почти нигде не могли сопротивляться. Сначала страдали от нацистов, а на тот момент британцы противостояли евреям. И это нашло свое выражение в атаке на англичан. 4 часа длился этот бой. Пассажиры оттеснили англичан, те все-таки опасались стрелять в безоружных. Среди пассажиров был молодой человек из Польши, который приготовил гранаты со слезоточивым газом. Он бросил такую гранату в сторону британского корабля и британцы застрелили его. Один из моряков был ранен в шею британской пулей и умер через несколько минут. Было много пострадавших, но на Эксодусе было много врачей, которые старались оказать первую помощь. В течении нескольких минут на палубе оказалось около 90 человек, истекающих кровью. Врачи сказали, что они не смогут помочь в таких условиях.
В это время пришло несколько британских кораблей наносили удары по борту Эксодуса, разбили его борта и вода начала поступать в трюм. Также англичане стреляли в пассажиров судна густым жидким маслом, из-за чего было тяжело стоять на ногах.
Люди, находившиеся в трюме, залитом водой, пострадали гораздо больше тем те, кто находился на верхней палубе. Кроме морской воды там было еще и масло, которым британцы стреляли. Врачи сказали, что если не наступит прекращение огня, они не смогут оказать помощь истекающим кровью на верхней палубе.
Начался спор между капитаном корабля и командиром от Аганы, что делать. Капитан считал, что корабль может двигаться дальше, а командир считал, что если они будут продолжать движение, то они привезут корабль трупов. И он решил вместе с руководством Аганы и, видимо, получил разрешение от Бен-Гуриона, чтобы сдаться, прекратить сопротивление и попросить у англичан первую помощь для раненных.
Айк, капитан, всю жизнь ненавидел Бен-Гуриона, что тот отдал ему приказ сдаться.
Von self-scanned from collection of uploader, JGHowes - British Admiralty photo, reprinted in Steam Packets on the Chesapeake by Alexander Crosby Brown (1961), Cambridge, MD: Cornell Maritime Press (LCCN 61-012580), Gemeinfrei, LinkКогда пассажиры перестали сопротивляться, англичане перестали стрелять, а также привезли первую помощь для раненных.
В 5 утра было полностью прекращено сопротивление британцам, и это были тяжелые минуты. Они были измотаны и устали, и не знали, что делать.
Два английских судна подтащили Эксодус к берегу, к Хайфе. Множество английских солдат было на Эксодусе.
На этой фотографии хорошо видно, насколько деревянный корабль пострадал от военных кораблей. Сейчас даже тяжело себе представить, что могло случиться, если бы они протаранили Эксодус и он бы начал тонуть. 4.500 человек пошли бы на дно...
By אין מידע - The Palmach Archive via the PikiWiki - Israel free image collection project, Public Domain, Link
Пассажиры с корабля смотрели на гору Кармель - так они впервые увидели Эрец-Исраэль, о которой столько мечтали. Но они оказались в ситуации, когда они не свободны и не могут сойти на эту землю. Приблизившись к Хайфе, они не увидели ни одного человека на улицах рядом с портом и в самом порту. Они поняли, что британцы объявили комендантский час, оцепили всю территорию порта, и не дают возможность никому подойти к берегу.
By אין מידע - The Atlit Illegal Detention Camp Site via the PikiWiki - Israel free image collection project, Public Domain, Link
By אין מידע - The Palmach Archive via the PikiWiki - Israel free image collection project, Public Domain, Link
Вдруг с крыши одного из домов недалеко от порта они услышали Атикву и тут на корабле все встали и запели. Англичане, которые находились на палубе "Эксодуса" и следившие за порядком, вышагивая взад и вперед, и те остановились. Так евреи пели Атикву, пока англичане спускали пассажиров на берег.
Британцы приготовили 3 корабля, на которые перевели пассажиров Эксодуса.
By אין מידע - The Palmach Archive via the PikiWiki - Israel free image collection project, Public Domain, Link
By Unknown - IDF Archive, Public Domain, LinkЭрвин со своей группой оказался на британском корабле. Когда они поднялись на этот корабль, всех тщательно ощупали, чтобы быть уверенными, что у них нет ничего, что могло бы принести ущерб англичанам. У одного из членов группы был фонарик, на фонарике было стекло и британцы разобрали фонарь и вынули стекло. Стеклом можно порезать англичан. У всех отобрали ножи.
מאת אוסף התצלומים הלאומי. אין מידע אודות שם הצלם - [1], נחלת הכלל, קישור
И на британском корабле они отплыли из Хайфы. Они были уверены, что их везут в лагерь для перемещенных лиц на Кипре, но нет, почти сразу по направлению движения, они поняли, что плывут на запад, в то место, откуда они отплыли, во Францию. Они не знали почему это происходит и предполагали, что это наказание, чтобы другим не было повадно таким образом пытаться прорваться в Эрец-Исраэль. Кроме того, приготовить место на Кипре на 4.500 человек было не так просто. Лагеря там и так были переполнены.
На обратном пути плавание заняло всего 8 дней. Они плыли обратно полностью уничтоженные, так как ничего не удалось. Они организовали уроки и классы, и учились всю обратную поездку. У них был один "очень пожилой человек" 35 лет, который был не только преподавателем, но еще и крупным специалистом по произведениям Вильяма Шекспира. Преподавание Шекспира на палубе британского корабля, который вез нелегальных еврейских эмигрантов обратно в Европу, могло бы показаться довольно странным, но это работало. Каждый день они слушали один из сонетов Шекспира. Эрвин преподавал историю, был кто-то, кто преподавал географию, проходя через трафальгарский пролив они говорили о Трафальгарском сражении... Это был один из их ответов врагу: еврей в любом состоянии учится.
Они много пели, и когда они плыли обратно Эрвин записал многие песни, которые они пели.
В конце-концов они прибыли в Пор-де-Бук и это место было маловато для трех британских судов, которые привезли пассажиров Эксодуса. Там их хотели высадить на берег. Хотя не было никакой связи между тремя кораблями, ни один еврей не спустился на берег. Все отказались. На берег сошли только тяжело больные. В группе Эрвина была молодая девушка 14 лет, она была в таком состоянии, что если не попадет в больницу очень быстро, то просто не выживет. Эрвин не мог отправить такую молодую девушку одну в больницу, но была еще одна девушка, которая уже считалась взрослой, 16 лет, ее отправили сопровождать 14летнию в больницу. Расставались со слезами, боялись покинуть группу.
Во Франции они стояли 10 дней. Никто не сошел с кораблей. Британцы давили на евреев и на французов, чтобы французы уговорили евреев сойти на берег. Французы прибыли на корабли, рассказали об условиях схода на берег, и тут один из группы Эрвина физически крепкий парень, под одеждой которого был спрятан израильский флаг, вспрыгивает на мачту, и взобравшись наверх, привязывает флаг. Французы продолжили уговаривать, а евреи запели Атикву.
Французы сдались и перестали уговаривать, прошло еще пару дней и британские корабли отплыли из Франции, прошли через пролив Гибралтар, и оттуда они направились в Гамбург.
Читайте также:
Фильм, о котором еврейская аудитория, имеющая, как известно, больше мнений, чем число дискуссирующих, создала негативное представление. С чем редакционная коллегия журнала Новых Концепций категорически не согласна. Нам кажется, что фильм этот честный, глубокой, сообщающий много фактов, которые неизвестны даже эрудитам, и совершенно блестящий. Который рекомендуем посмотреть всем.
Точнее - почти Judenfrei.
Ханука является праздником, который отмечают только евреи. Что совершенно нелепо. Потому что если б евреи не очистили Храма, если бы вера на Ближнем Востоке стала верой в Олимпийских Богов и только в них (как повелел Антиох Епифан), не было бы ни христианства, ни ислама. В которых иудаизм является важной основой.
я не могу считать завершение войны праздником - это кошмарный, до конца мало кем осознанный итог этой войны наций. По итогам этой войны в "семье Восточно-Европейских народов" недосчитались одного народа. Навсегда и безвозвратно.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте: |
||