Николай Акимов - не только великий режиссер, но и Великий Художник
Опубликовано 2021-04-17 23:00
Николай Павлович Акимов был не только главным режиссером Театра Комедии, благодаря ему ставшим в шестидесятые годы одним из двух великих театров Ленинграда наравне с товстоноговским БДТ.
Не только уникальным театральным художником.
Не только ярчайшей личностью, остававшейся свободной и как бы неподцензурной и в мрачные времена Сталина, и в Хрущевскую Оттепель (которая в Ленинграде под неусыпным контролем секретарей Обкома КПСС Толстикова и Романова была "холоднее", чем в Столице СССР, с регулярными "заморозками", парализовывавшими интеллектуальную жизнь). Он был также и великим художником. Художественный - не театральный, а талант как художника безотносительно к театру - которого в значительной мере забыт. За пределами Петербурга практически неизвестен. И всюду недооценен.
Изобразительный Стиль Акимова уникален не меньше, чем уникальны Кандинский, Малевич и Сутин. Узнаваем. И без сомнения гениален!
Журнал Новых Концепций, используя преимущества интернета, пытается восполнить этот пробел, открывая выставку работ этого Великого Мастера. Как говорится, Мировую Премьеру!
02. Художник Н. П. Акимов
Композитор Андрей Петров
Тушь
1963
03. Художник Н. П. Акимов
Лауреат Государственных премий Сергей Михалков
Мел, уголь
1962
04. Художник Н. П. Акимов
Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий
Евгений Мравинский
Тушь
1963
05. Художник Н. П. Акимов
Народный артист РСФСР
Аркадий Райкин
1959
06. Художник Н. П. Акимов
Поэтесса Ольга Берггольц
Пастель
1947
07. Художник Н. П. Акимов
Драматург Евгений Шварц
Тушь
1938
08. Художник Н. П. Акимов
Народная артистка РСФСР
Елена Юнгер
Пастель
1950
09. Художник Н. П. Акимов
Народная артистка РСФСР и Таджикской ССР
Ирина Зарубина
Акварель
1936
10. Художник Н. П. Акимов
Народный артист Армянской ССР, лауреат Государственной премии
Сурен Кочарян
Тушь
1959
11. Художник Н. П. Акимов
народный артист СССР, лауреат Государственной премии
Леонид Вивьен
Пастель
1958
12
Эскиз костюма Лисандро к спектаклю по пьесе Лопе де Вега Валенсианская вдова. 1938 год
Эскиз костюма к спектаклю по пьесе Кальдерона С любовью не шутят
Эскиз костюма Оливии к спектаклю по пьесе Шекспира Двенадцатая ночь, 1938 год
Эскиз декораций к спектаклю по пьесе Шеридана Школа злословия, 1937 год
Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Ю. Свирина Терентий Иванович, 1937 год
Эскизы костюмов к спектаклю по пьесе Шекспира Двенадцатая ночь, 1938 год
Эскиз декорации к спектаклю по пьесе В.В. Шкваркина Страшный суд, 1939 год
Театральные премьеры не заставили себя долго ждать. ПослеСобаки на сене последовали один за другим спектакли по пьесам, как классиков мировой литературы, так и современных советских авторов: Школа злословия, Опасный поворот, Валенсианская вдова, Двенадцатая ночь и другие. В это же время начался многолетний творческий союз Акимова и драматурга Евгения Шварца, которого режиссёр убедил заняться комедийно-сказочной драматургией для взрослых. Так специально для акимовского театра Шварц создал свои пьесы Тень, Дракон, Обыкновенное чудо. Много лет Евгений Львович проработал заведующим литературной частью в Театре Комедии.
Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Евгения Шварца Тень 1940 год
Эскиз декорации Терраса Королевского дворца. Тень, 1960 год
Мне не пришлось увидеть спектакли поставленные при жизни Мастера, поэтому делюсь воспоминаниями других: Как интересно он соединял героев! В Тени дал Воропаеву роль Ученого, а Милиндеру – роль его Тени. Оба красавцы, одного роста, однофактурные. Гена Воропаев, от которого в каждой роли шел свет, и рациональный Лёва Милиндер. На лицо Тени режиссер нанес синий цвет. Зал замирал, когда вдруг Тень отделялась от Ученого. Эта сцена вписана в театральные скрижали. (актриса Вера Карпова о второй версии спектакля 1960 года)
Эскиз костюма к спектаклю Тень Е.Л. Шварца
Эскизы четырех мужских костюмов к пьесе Шварца Тень, 1940 год
Эскиз костюма. 1940-годы. Бумага, карандаш, Экспертиза Русского музея
Портрет дирижера оркестра
Сэр Джон Фальстаф, эскиз грима
Не только костюмы, но и все гримы Николай Павлович придумывал сам.
Его афиши и театральные плакаты стали неотъемлемой частью каждого спектакля и города Ленинграда. Приезжих удивляло обилие ярких, пёстрых, как бабочки, афиш, расположенных на улицах, площадях, на круглых тумбах или подземных переходах. На них обращали внимание, удивлялись и шли в театр, расположенный на Невском проспекте в доме купца Елисеева, где их ожидало продолжение сказки: портреты актёров, витражи с героями спектаклей, уютный, солнечный, одетый в золотой бархат зал. Занавес открывался под аплодисменты зрителей, взору которых представлялись удивительные декорации, придуманные и расписанные самим Акимовым. Таким образом акимовский спектакль начинался не с вешалки, а с театральной афиши.
Николай Акимов. Автопортрет
Незадолго до войны Театр Комедии под руководством Николая Акимова был признан одним из лучших
театральных коллективов страны.
Эскиз декорации к спектаклю Дракон. Ленинградский государственный театр комедии
Эскиз костюма Палача для спектакля Дракон по Е. Шварцу в Ленинградском театре Комедии, 1944 год
Эскиз костюма графа Зефирова к спектаклю по пьесе А.М. Бонди Лев Гурыч Синичкин, 1945 год
Эскиз декорации к спектаклю по пьесе А.М. Бонди Лев Гурыч Синичкин
Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Константина Симонова Русский вопрос, 1947 год
Эскиз декорации к спектаклю по пьесе В. Масса и М. Червинского О друзьях-товарищах, 1947 год
Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Сергея Михалкова Смех и слёзы, 1947 год
Эскиз декорации к спектаклю по пьесе братьев Тур Софья Ковалевская, 1948 год
Ольга Берггольц, 1947 год
Сергей Юткевич
Александр Гладков, 1947 год
Портрет Oльги Олидор, 1949 год
Портрет супруги Акимова Елены Юнгер, пастель 1950 год
Портрет И. Гошевой 1950 год
Михаил Зощенко, 1951 год
Роман Рубинштейн и Елена Югнгер
Акимов Н. П. Портрет В. Н. Орлова. 1957
Народный артист СССР, лауреат Государственной премии Леонид Вивьен. Пастель. 1958 год
Нар артист Армянской ССР лауреат Государственной премии Сурен Кочарян. Тушь. 1959 год
Нина Аловерт, Лариса Морозова, Павел Карлович Вейсбрём
Народный артист РСФСР Аркадий Райкин. Итальянский карандаш, 1959 год
Аркадий Райкин
Портрет Исаака Шварца
Портрет Никиты Толстого (отца Татьяны Толстой), 1959 год
Художница и сценограф Нелли Полякова любимая ученица Николая Акимова
Портрет Ольги Аросевой
Советский актёр, театральный режиссёр и педагог, заслуженный артист РСФСР Борис Зон
Сергей Михалков
Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий Евгений Мравинский, тушь. 1963 год
Композитор Андрей Петров, тушь. 1963 год
Георгий Товстоногов
Ольга Антонова, 1965-66 годы
Николай Акимов
Но время брало своё, наступила оттепель, Николай Павлович в 1956 году вновь ступил на порог своего дома, простив всех, кто писал на него письма в органы: Ничего не было. Вы артисты, я режиссёр и мы работаем....
Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Евгения Шварца Обыкновенное чудо, 1956 год
Возвращение ознаменовалось постановкой спектакля Обыкновенное чудо по пьесе драматурга Евгения Шварца.
Николай Акимов. Эскиз пригласительного билета в Ленинградский театр комедии. 1950-годы. Бумага, тушь
Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Г. Гауптмана Перед заходом солнца, 1955 год
Эскиз театрального костюма к неизвестной постановке. 1950-е годы
Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Назыма Хикмета Чудак, 1956 год
Эскиз декорации к спектаклю по пьесе В. Шкваркина Мирные люди, 1957 год
Эскиз декорации к спектаклю Молодое дарование
Эскиз театрального костюма, 1950-е годы
Эскиз декорации к спектаклю Лабиринт, 1960 год
Эскизы грима и театральных костюмов, 1962 год
Эскизы грима и театральных костюмов, 1962 год
Эскиз костюма Варравина к спектаклю по пьесе А.В. Сухово-Кобылина Дело
Эскиз занавеса к спектаклю по пьесе А.В. Сухово-Кобылина Свадьба Кречинского, 1966 год
Николай Павлович предсказал свою смерть: Знаете, как я умру? Я приду после спектакля домой, надену пижаму, лягу в кровать, почитаю французский роман – и умру. Так и случилось 6 сентября 1968 года во время гастролей Театра Комедии в Москве. После спектакля Тень, восторженно принятого зрителями, Акимов вернулся в номер. Утром, когда он не открыл двери номера на стук сотрудника, её взломали, и нашли его, лежащим в постели, в ночной пижаме, с номером Иностранной литературы в руках, открытом на 40 странице, где был напечатан французский роман Жоржа Сименона.
Незаконченными остались начатые перед смертью проекты, названия которых могут быть некоторыми восприняты мистически: Конец – делу венец и Всё хорошо, что хорошо кончается...
В связи с кончиной народного артиста СССР Н.П. Акимова спектакль Ничего не случилось отменяется
Знаменитый Режиссёр ушёл, но его, акимовская, и ныне украшает программки спектаклей театра, носящего его имя...
Портрет Николая Павловича Акимова
Соломон ЭПШТЕЙН, 1971 год
Читайте также:
30 лет назад в Петербурге закрылось знаменитое кафе “Сайгон”, его еще называли ленинградским Вудстоком. “Сайгон”, ленинградская легенда 1960–1980-х, был антитезой унылым советским столовкам и пирожковым.
Прочтите замечательную статью. Взгляните на фотографии, включая фото легендарной люстры. О которой программа канала Культура утверждала, что ее никогда не было. Хотя ленинградцы - и я в их числе - отлично ее, незнамо с чего уничтоженную, явственно помнят
Эта книга — рассказ о том, как пытались выжить люди в осажденному Ленинграде, какие страдания они испытывали, какую цену заплатили за то, чтобы спасти своих близких. Автор, доктор исторических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена и Европейского университета в Санкт-Петербурге Сергей Викторович Яров, на основании сотен источников, в том числе и неопубликованных, воссоздает картину повседневной жизни ленинградцев во время блокады, которая во многом отличается от той, что мы знали раньше. Ее подробности своей жестокостью могут ошеломить читателей, но не говорить о них нельзя — только тогда мы сможем понять, что значило оставаться человеком, оказывать помощь другим и делиться куском хлеба в «смертное время».
Шестидесятые годы в Советском Союзе теперь уже прошлого, двадцатого века принято называть оттепелью. Что верно только с точки зрения климата. Оттепель бывает либо между заморозками, либо в преддверии весны. Которая в политическом смысле в СССР после оттепели не наступила... Думается, что правильнее (смотря на проблему шире) называть шестидесятые годы Бронзовым Веком Советской Культуры.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте: |
||