>> << >>
Главная Выпуск 34 2 New Concepts in Arts*
Architecture and Sculpture

История Елисеевского Магазина в Санкт-Петербрбурге

Ноябрь 2021
Опубликовано 2021-11-27 21:00

Прочтите замечательную статью. Взгляните на фотографии, включая фото легендарной люстры. О которой программа канала Культура утверждала, что ее никогда не было. Хотя ленинградцы - и я в их числе - отлично ее, незнамо с чего уничтоженную, явственно помнят

 

Елисеевский магазин в Санкт - Петербурге

"Вернулся Елисеев в Ленинград. Посмотрел вокруг... все вроде бы все тут как раньше, даже правит Романов.
Только вот у входа стояли бочки с красной и черной икрой, а теперь их нет. И кому они, спрашивается, помешали!?"

анекдот времен СССР
 
 


Елисеевский магазин - один из самых именитых и помпезных магазинов в Петербурге.
Он находится на углу Невского проспекта (дом 56) и Малой Садовой улицы (дом 8) и является памятником архитектуры раннего модерна.



Как утверждает легенда, под Рождество садовник графа Шереметева Петр Елисеевич Касаткин преподнес к праздничному столу блюдечко выращенной им в оранжерее душистой земляники. Гости были поражены, и довольный Шереметев сказал своему крепостному: "Проси что хочешь".



Садовник попросил вольную. Получив денег от барина "на обзаведение", семья отправилась в Петербург и там начала торговое дело. Дело пошло удачно, и скоро Касаткину удалось выкупить своего брата, вместе они основали "Товарищество братьев Елисеевых", назвав его так в честь отца.



Елисеевы привозили из-за границы и продавали "колониальные товары" (свежие трюфели, устриц, необычные сыры и фрукты, вино, кондитерскую продукцию, кофе). Дела шли удачно и вскоре братья стали поставщиками двора Его императорского величества. Елисеевы сотрудничали с крупными торговыми домами Англии, Германии, Италии, имели винные подвалы на острове Мадейра и в Бордо.

Каждое новое поколение Елисеевых было богаче предыдущего.



Григорий Григорьевич Елисеев, внук Петра Елисеевича, приобрел дом на Невском, перестроил его, и сказочные витрины Елисеевского сразу же стали украшением Невского проспекта.

Здание Елисеевского магазина было построено в 1901–1903 годах по проекту крупного архитектора и общественного деятеля Г.В. Барановского.

Как ни странно, но даже перестройка была незаконна. Уже тогда все здания на Невском охранялись государством и ничего менять было нельзя. Но деньги и тогда решали много.



Интерьеры магазина поражали не только русских, но и иностранцев. Все товары были отборного, люксового качества. Магазины Елисеевых были и в других городах России. В Москве на Тверской их магазин был еще больше петербургского.



В революцию Елисеевы покинули страну, но по городу ходили упорные слухи, будто сокровища, которые увезти с собой не удалось, они замуровали в стенах магазина. Наверное, поэтому, поселившиеся в доме Елисеевых сразу после революции, голодные литераторы по ночам простукивали стены в надежде отыскать елисеевское золото. Увы...



В первые дни советской власти магазин национализировали: сначала выключили свет, затем из кабинета директора исчез ковёр ручной работы, через два дня распродали все продукты.


Витрина магазина в 1928 году.

Вскоре «Елисеевский» был переименован в «Гастроном № 1 Центральный» и стал пунктом отоваривания дефицитными продуктами: представители ленинградской партийной элиты получали здесь мандарины, бананы, икру, ананасы и твердокопченую колбасу. Да и Невского тогда уже не было, он назывался "Проспект 25 октября", а вот икра черная была еще доступна, но уже не всем.



В блокаду в витрине выставляли наглядную агитацию. Она называлась "Окна ТАСС".



После войны магазин продолжил служить народу, став одной из визитных карточек Ленинграда.

В 1988 году Елисеевский магазин был  открыт после реставрации, и горожане вдруг обратили внимание: великолепная хрустальная люстра, висевшая в центре зала, - исчезла! С законным вопросом: "Где же люстра?" журналисты обратились к тогдашнему директору Елисеевского и получили неожиданный ответ: "Никакой люстры и не было".



Реакция народа оказалась бурной (начиналась эпоха перестройки и гласности). Пропало произведение прикладного искусства XIX века, значит - продали живущим в Америке потомкам Елисеевых, переплавили в золотые рубли, повесили на даче очередного "слуги народа" - версий было немало, а требование одно: "Верните шедевр на место!".



Журналисты начали расследование, обратились в архивы. И что же оказалось? "Фокус с люстрой и его разоблачение"? Нет, ни фокуса, ни разоблачения. Хрустальную люстру в Елисеевском магазине повесили тогда же, когда установили кассы - чтобы кассиршам светлее было чеки пробивать. И было это, понятное дело, не в XIX веке, а в 1930 году.



 Начиная с 90-х, здание не раз переходило из рук в руки, здесь даже пытались открыть магазин косметики.





Современная витрина Елисеевского магазина. Почти все фигурки двигаются.

       

Бочек с икрой справа и слева от дверей уже нет ))))



Зато внутри все как раньше. Даже рояль случайно оказался ))) он, кстати, играет как умеет сам, без пианиста )))



В 2010 году «Елисеевский» сдали в аренду на десять лет предпринимателю Евгению Пригожину за 21 миллион рублей (сеть «Блин!Дональт's», ресторан «Старая таможня», «Конкорд-кейтеринг» и другие). Условия: необходимо воссоздать продуктовый магазин в исторических интерьерах, не должны дольше, чем на два года. Гастроном теперь носит официальное название «Магазин купцов Елисеевых», а торговый зал восстановлен по образцу 1903 года.



По периметру стоят подлинные витрины начала века, над ними подвесные зеркальные шкафы. Отреставрированы обветшавшие за советское время потолочные карнизы с лепниной в форме листьев, бронзовые настенные светильники, чугунные канделябры с узорной ковкой в виде листвы и хрустальные люстры.



В первоначальный вид привели витражи, рисунок которых теперь используется на сувенирной продукции «Магазина братьев Елисеевых». Реставрацию каждого объекта заверяли в Росохранкультуре.

Товары здесь разные. Такое впечатление что все контрабанда запрещенная к ввозу санкциями ))) цены на "контрабанду" волнующие даже для либерастов.





Единственное отличие от дореволюционного дизайна - это пальма-ананас в центре зала, олицетворяющая собой тенденции модерна начала века. Вокруг нее поставили диван со столиками и двенадцать открытых этажерок с алкоголем, конфетами и маслами.

На втором этаже раньше располагались банк, коммерческие курсы, основанные Елисеевыми, и зал, сдававшийся в аренду театральным труппам. В подвальном помещении были склады, холодильники и один из самых лучших винных погребов Европы.


Теперь в бывших винных погребах расположился ресторан со странным, но историческим названием "Склад номер 5". Мебель современная, но сделанная на заказ по старинным рисункам. Кухня открытая, два зала.



Уютное место, но с ценами выше среднего. Средний чек за обед 1500 руб с человека.



На фасаде установлены скульптуры А. Г. Адамсона «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука».



Добрый мальчик... тете голову долбит. Искусство...

       

А эти заняты добрым делом... пишут что-то и читают... А у девушки глаза такие, словно ценам удивляется...



По поводу цен в Елисеевском была при царе-батюшке такая шутливая загадка:

"Где стоит такая дама,
Позади которой - драма,
Слева - просвещение,
Справа - развлечение,
А спереди не всякому доступно?"


Имеется ввиду памятник Екатерине Великой.
Позади памятника - театр драмы (Александринка), слева - Публичная библиотека, справа - сад отдыха, а спереди - дорогой Елисеевский магазин.



Есть тут на фасаде и Медуза Горгона... )))





Так магазин выглядел в дождик несколько дней назад.

Читайте также:

БЛОКАДНАЯ ЭТИКА Представления о морали в Ленинграде в 1941-1942 гг.

Эта книга — рассказ о том, как пытались выжить люди в осажденному Ленинграде, какие страдания они испытывали, какую цену заплатили за то, чтобы спасти своих близких. Автор, доктор исторических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена и Европейского университета в Санкт-Петербурге Сергей Викторович Яров, на основании сотен источников, в том числе и неопубликованных, воссоздает картину повседневной жизни ленинградцев во время блокады, которая во многом отличается от той, что мы знали рань­ше. Ее подробности своей жестокостью могут ошеломить читателей, но не говорить о них нельзя — только тогда мы сможем понять, что значило оста­ваться человеком, оказывать помощь другим и делиться куском хлеба в «смертное время».

Шестидесятые годы на физфаке ЛГУ: сборник воспоминаний

Шестидесятые годы в Советском Союзе теперь уже прошлого, двадцатого века принято называть оттепелью. Что верно только с точки зрения климата. Оттепель бывает либо между заморозками, либо в преддверии весны.  Которая в политическом смысле в СССР после оттепели не наступила... Думается, что правильнее (смотря на проблему шире) называть шестидесятые годы Бронзовым Веком Советской Культуры.

Николай Акимов - не только великий режиссер, но и Великий Художник

Николай Павлович Акимов был не только  главным режиссером Театра Комедии, ставшим в шестидесятые годы одним из двух великих театров Ленинграда наряду с товстоноговским БДТ. Не только уникальным театральным художником. Он был также и великим художником. Художественный - не театральный, а талант как художника безотносительно к театру - которого в значительной мере забыт. За пределами Петербурга практически неизвестен. И всюду недооценен. Изобразительный Стиль Акимова уникален не меньше, чем уникальны Кандинский, Малевич и Сутин. Узнаваем. И без сомнения гениален! Журнал Новых Концепций, используя преимущества интернета, пытается восполнить этот пробел, открывая выставку работ этого Великого  Мастера. Как говорится, Мировую Премьеру!

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация