>> << >>
√лавна€ ¬ыпуск 40 NewConcepts Chapters
Geopolitical concepts*

ћќ√ Ћ» »”ƒј»«ћ —“ј“№ ќ‘»÷»јЋ№Ќќ… –≈Ћ»√»≈… –»ћ— ќ… »ћѕ≈–»»?

ёрий ћагаршак
ћай 2023
ќпубликовано 2023-05-10 13:00 , обновлено 2023-05-10 15:10

 

ћќ∆Ќќ » Ќ”∆Ќќ Ћ» ѕќѕџ“ј“№—я —ƒ≈Ћј“№ »”ƒј»«ћ ¬—≈ћ»–Ќќ… –≈Ћ»√»≈… ¬ Ёѕќ’”  –»«»—ј ’–»—“»јЌ—“¬ј (ѕќ“≈–я¬Ў≈√ќ ћќ–јЋ№Ќџ≈ ќ–»≈Ќ“»–џ » —ѕќ—ќЅЌќ—“№ —ќѕ–ќ“»¬Ћя“№—я)

» »—Ћјћј (–ј«¬я«џ¬јёў≈√ќ ћ≈∆ћ”—”Ћ№ћјЌ— »≈ ¬ќ…Ќџ » ¬—≈ћ»–Ќџ… “≈––ќ–)?

ћќ∆≈“ Ћ» Ќј”„Ќќ≈ ћ»–ќ¬ќ««–≈Ќ»≈ ќЅЏ≈ƒ»Ќ»“№ ћ»–ќ¬џ≈ –≈Ћ»√»» ¬ “–≈“№≈ћ “џ—я„≈Ћ≈“»»?

 јлександр ћакедонский — ¬икипеди€ √ай ёлий ÷езарь — ¬икицитатник

 

‘ормулировка проблемы.

ѕервым вли€тельным человеком, сделавшим попытку, соединив веру в ≈диного Ѕога с греческой философией, сделать иудаизм всемирной религией, был, по-видимому, јлександр.  оторый, основав новую столицу »мперии – јлександрию – предоставил в ней равные права евре€м и грекам. —мерть јлександра ¬еликого не позволила воплотить замысел ученика јристотел€, а в последующие века при ѕтолеме€х, јнтиохах и —елевкидах отношени€ между эллинизмом и иудаизмом варьировались от антагонизма к терпимости. ќ создании гибридной всемирной религии, дружественной и к евре€м, и к эллинам, на государственном уровне речь больше не заходила.

»де€ сделать иудаизм второй религией –имской »мперии – с возможным постепенным переходом в первую! - принадлежит ÷езарю.  оторый во врем€ јлександрийской ¬ойны находилс€ не только под вли€нием  леопатры (о чем всем известно), но и в тесной св€зи с евре€ми (о чем не прин€то говорить). «—мышленые александрийцы», о которых ѕлутарх пишет что они, придумыва€ новые и новые военные хитрости и стро€ хитроумные защитные укреплени€, храбро защищали ÷езар€ против армии царствующей сестры  леопатры Ѕереники, без сомнени€ были евре€ми, жившими в окружавших царский дворец альфа и бета кварталах јлександрии (двух из п€ти, центральных и фешенебельных). јрабскую конницу, положившую конец сопротивлению ÷езарю в ≈гипте, привел к ёлию не посланный им за помощью ћитридат из ѕергама, а еврей по имени јнтипатр (см. »осифа ‘лави€). ќтец будущего цар€ »удеи, а в то врем€ просто вли€тельный и де€тельный человек.

“от факт, что в новой столице »мперии (или второй столице наподобие будущего  онстантинопол€) ёлий ÷езарь равные права предоставил не грекам и египт€нам, а грекам и иуде€м, заставл€ет задуматьс€. ¬едь среди прочего это означало, что еврейское мировоззрение ÷езарь поставил выше египетской цивилизации, насчитывавшей к тому времени три тыс€чи лет. —крываемый факт, требующий осмыслени€ и раздумь€.

ѕровед€ в ≈гипте, без сомнени€, много дней и часов в разговоре с просвещенными иуде€ми, по возвращении в –им ÷езарь запретил все коллегии (в переводе на советский и послесоветский €зык «больше трех не собиратьс€») кроме культа ќлимпийских Ѕогов и религиозных собраний ≈вреев во славу ≈диного Ѕога. ¬думайтесь, настолько это было «краеугольно» & революционно. Ќа прот€жении ~ семи веков, начина€ с легендарного –омула, в –име законным было только одно верование: в ќлимпийских Ѕогов. ¬ведение второй религии – веры в ≈диного Ѕога “ворца - было революцией, измен€вшей устои. Ќо ÷езар€ не зр€ называли диктатором. ѕри нем получить римское гражданство исповедовавшим иудаизм было очень легко. Ќе счита€ четырехмиллионного населени€ »удеи, а по некоторым оценкам шестимиллионного (евреев, кстати, во времена эллинизма и –имской »мперии, в мире было приблизительно столько же, сколько и греков: отнюдь не малый по тем временам народ. ј учитыва€ сплоченность еврейской общины, немала сила!) около трех миллионов расселилось по всей –имской »мперии, в том числе получа€ при этом римское гражданство: в ≈гипте около миллиона евреев, в —ирии более миллиона, иудейска€ община города –има насчитывала не менее 10 тыс€ч римских граждан «еврейской национальности». —¬ результате по всей империи возникли многочисленные общины, множество синагог и молельных домов, в которые приходили не только евреи, но также и римл€не, привлеченные ¬ерой в ≈диного Ѕога и ƒес€тью «аповед€ми (которые правильнее назвать ѕринципами), по которым следует жить. ѕри этом еврейские общины и синагоги управл€лись не коллегиально, как было прин€то в –име  (в коллеги€х magistri, sacerdotes числом двое и более) а одним человеком.  ¬спомним, что во времена демократии –имом управл€ли два консула – и это был принцип, а не случайность.

ѕри всех стеснительных постановлени€х, направленных против коллегий, еврейские коллегии исключались; «так был создан правовой пор€док, благодар€ которому иудаизм на всЄм прот€жении римского государства был religio licita (Ўюрер)  роме свободы культа со всеми последстви€ми, из неЄ вытекающими, еврейские синагоги получили два важных права: право иметь собственное имущество и свободно им распор€жатьс€ и право суда над своими членами; из них первое вытекало из их положени€ как коллегий, второе было также одним из последствий признани€ их религии, так как еврейский «закон» обнимал не только религиозные, но и правовые, и процессуальные нормы. “аким образом еврейские общины сумели завоевать себе в римском государстве почти полную автономию."

 Ќе только в √лавном »удейском ’раме »ерусалима имелс€ громадный двор дл€ €зычников, которые, прин€в очистительную микву (ванну или купание в водоеме, таком, как, например, река »ордан), могли обращатьс€ к Ѕогу-“ворцу ¬селенной, и требовани€ к которым были неизмеримо меньшими, чем к иуде€м,, об€занным, как известно, выполн€ть 613 заповедей. ѕомещени€ дл€ €зычников имелись почти в каждом еврейском храме и молельном доме в –име вплоть до конца 4-ого века.  огда все религии кроме Ќикейской ќртодоксии были запрещены.

»удаизм в –име, вопреки растиражированному утверждению, оставалс€ законной религией ƒревнего –има вплоть до запрета всех верований, включа€ веру в ’риста отличную от Ќикейского —имвола ¬еры, при ‘еодосии в конце 4-ого века (с короткими перерывами, из которых наиболее известны гонени€ јдриана: что неудивительно так как на его правление приходилось восстание Ѕар  охбы).  ровавое верование в  ибелу, сопровождавшеес€ самооскоплением, проникшее в –им при  лавдии, митраизм, распространившийс€ при јврелиане и другие культы, по€вл€лись и исчезали, иудаизм же начина€ с ÷езар€ оставалс€ законной религией, вызвавшей при€знь или же непри€знь, но €вл€вшийс€ важным фактором жизни во многих провинци€х. Ќе говор€ уже о —толице »мперии –име. »менно к иуде€ми и т€нувшимс€ к иудейскому богу €зычникам обращалс€ ѕавел в своих проповед€х. »менно у них нашел отклик.

¬ ’ристианстве римл€не сразу распознали угрозу: не только ’ристос был убит римской казнью по приговору римского прокуратора, но и 11 из 12 апостолов, причем все апостолы были убиты римл€нами: этот скрываемый от р€довых верующих факт убедительно говорит, кто был врагом христианства с его возникновени€. Ќе иудаизм, а –имска€ ¬ласть. » это неудивительно: римл€не сразу пон€ли, что христианство, признающее за рабом право быть человеком, ставит перед собой цель уничтожить  PAX ROMANA, создав на его месте новый пор€док и новый мир. „то и произошло!

¬ противоположность к этому, отношение и иудаизму и иуде€м в –имской »мперии в целом было терпимым. » положительным. Ќа прот€жении четырехсот лет (если не считать флуктуаций) существенно не мен€€сь.

ѕочему же иудаизм не стал религией –имской »мперии, а христианство стало? √лавных причин две. ѕерва€: ортодоксальный иудаизм налагал слишком много требований на верующих. Ќеиудей мог стать иудеем, пройд€ гиюр, но это было непросто и массовым обращение в иудаизм стать не могло. ¬тора€ причина: евреи в храмах и синагогах считались главными, а те, кто верил в ≈диного Ѕога, не соблюда€ 613 заповедей – а чаще всего ни одной – дальше от Ѕога, чем исполн€вшие все предписани€ —крижалей «авета. —пасение после смерти верующим в ягве €зычникам обещано не было. ¬еры и даже праведной жизни было дл€ этого недостаточно. »де€ создать религию ¬еры в ≈диного Ѕога, в которой, говор€ попросту, сохран€лась бы этика иудаизма но но требовани€ к верующим сведены к минимуму, была очевидна. ѕервыми ее реализовали ессеи.  оторые первыми, так же, как через века после них христиане, отпускали на волю рабов – чужих рабов, не своих! ѕровозгласив что-то вроде принципа Ѕританской »мперии две тыс€чи лет спуст€, согласно которому каждый, ступивший на британскую землю, становилс€ свободным.  Ќо жили ессеи в пустыне, в пещерах, желающих к ним бежать было немного и –имска€ ¬ласть закрывала на ессеев глаза. ’ристос оказалс€ тем, кто сумел создать мировую религию. √уманна€ мисси€ принести дес€ть заповедей ћоисе€ всему человечеству, основанна€ на социальной справедливости и индивидуальной праведности, которую принесли в мир евреи, уверовавшие в ’риста (12 апостолов, 4 евангелиста, »оанн  реститель: »коностас, который есть в каждой церкви, сплошь состоит из евреев, изображенных на нем!)обратилась в многовековые кровавые войны.

√лавным камнем преткновени€ раннего христианства было активное непри€тие троицы, €вл€вшейс€ одним из краеугольных постулатов Ќикейского —имвола ¬еры целым р€дом народов, и южных,  и северных. ѕервыми восстали против троицы и Ќикейского —имвола ¬еры германцы и готы (вандалы, ост-готы и вест-готы), составл€вшие кост€к римских армий, которые были арианами, то есть (говор€ грубо) верившими в то, что ’ристос – не Ѕог, и не сын Ѕога, а ¬еликий ѕророк √оспода.  оторый, в отличие от ћоисе€, принес закон, данный √осподом, не только евре€м, но всему человечеству.  –им пал не столько под ударами варваров (как убеждают учебники истории, скрыва€ правду), сколько под ударами христиан, веривших в ’риста немножко иначе. —толети€ми живших бок-о-бок с –имом. јтилла, пришедший с ¬остока, был исключением а не правилом. ќтметим, что север јфрики и ћала€ јзи€ никогда не принимали троицы. ¬осстание ћагомета (которое ¬изанти€ попросту проморгала), восстановившее веру в единого Ѕога без растроени€ на ќтца, —ына и —в€того ƒуха было совершенно естественным: в той или иной форме движени€ за восстановление строгого единобожи€ к югу от —редиземного ћор€ с его тыс€челетней традицией обращени€ к одному Ѕожеству, в одном теле и одной ипостаси, не могло бы не начатьс€.

 

“акова схема событий, происходивших на прот€жении примерно тыс€челети€ с јлександра до ћагомета. Ќастал 21 век эры, котора€ отсчитываетс€ с рождень€ ’риста. «а это врем€ в христианстве и в —транах ѕобедившего ’ристианства (завоевавшего ¬сю ≈вропу только через ~ тыс€чу лет после прин€ти€ христианства –имом: последним из европейских народов христианство прин€ли литовцы, ¬еликий кн€зь ћиндовг -  основатель первой династии литовских кн€зей, первый правитель ¬еликого  н€жества Ћитовского - был крещЄн в 1251 году) произошли колоссальные перемены. ’ристианское большинство европейских стран перешло от превознесени€ девственности и морали воздержанности к признанию гомосексуальных браков, браков без осв€щень€ не только церковью, но даже и государством (бойфренд-герлфренд), а также сменилохристианский культ воздержанности&аскетизма культом удовольстви€. ќт нравственного посыла —в€того јмвроси€ и Ѕлаженного јвгустина не просто ничего не осталось – нравственность современной ≈вропы стала похожа на нравственность –има, который во многом ради установлени€ Ќовой Ќравственности был сокрушен. Ќе вызывает сомнени€, что, живи христиане ≈вропы в средневековье или во времена »нквизиции, их сотн€ми тыс€ч если не миллионами подвергли бы пыткам и казн€м. ≈вропа капитулирует перед исламом, который в свою учередь оп€ть, как во времена ћагомета, стал кровавой религией вою€ не только с неверными, но также и с верующими в јллаха хоть чуточку по-другому. ¬ этих экстремальных услови€х на первый план выход€т вопросы фундаментальнее некуда:

Ѕыл ли шанс во времена ƒревнего –има, чтобы мировой религий стал модифицированный иудаизм?

≈сть ли такой шанс сегодн€, в эпоху, когда ненависть многих ко многим может уничтожить жизнь на всей земле?

 аковы могут быть принципы, объедин€ющие религии в 21-ом веке – или ¬ера даже в одного и того же ¬севышнего обрекает человечество на перманентные противосто€ние и войну?

ћожет ли основой веры в ¬севышнего стать научное мировоззрение? ћожет ли научное мировоззрение (согласно которому веро€тность создани€ ¬селенной, устроенной, как становитс€ с каждым годом все очевиднее, чрезвычайно сложно) объединить религиозные и научные мировоззрени€?

≈сли сегодн€ склеить (как в шестидес€тые годы магнитофонную ленту) врем€, например, ћарка јврели€ и нашу эпоху, нельз€ ль было перейти из античной цивилизации в современную, без веков мрака и мракобеси€?

¬опросы, которые требуют осмыслени€ и ответа.

ёрий ћагаршак

Ќью-…орк 

9 июн€ 2015 год

„итайте также:

√–≈„≈— »≈ » –»ћ— »≈ ј¬“ќ–џ ќ ≈¬–≈я’ » »”ƒј»«ћ≈

∆урнал Ќовых  онцепций воспроизводит три тома русской версии собрани€ †√–≈„≈— »≈ » –»ћ— »≈ ј¬“ќ–џ ќ ≈¬–≈я’ » »”ƒј»«ћ≈,†подготовленных семинаром под руководством профессора Ќины ¬ладимировны Ѕрагинской.  нига, вышедша€ два дес€тилети€ назад в издательстве ћосты культуры. ћосква - Gesharim. Jerusalem), стала библиографической редкостью. Ќо не только это побудило редакцию журнала Ќовых  онцепций воспроизвести эту книгу чтобы сделать еЄ доступной.   собранию первоисточников† должен иметьс€ свободный и быстрый доступ, в частности, потому, что дл€ авторов книг и статей, исследователей, политиков, преподавателей, религиозных де€телей всех направлений веры, любителей истории и эрудитов во всем мире она может служить энциклопедией, а статьи в ней - цитироватьс€ полностью или частично, как только така€ необходимость возникла.

“»÷»јЌј, “»Ќ“ќ–≈““ќ » ¬≈–ќЌ≈«≈ ѕќ–ќƒ»Ћ Ћё“≈–

«аголовок звучит вызывающе. –аздражающе. ѕочти сумсшедше. Ќо между тем похоже на то, что он верен. ќтража€ то, что в действительности произошло. ƒавайте рассудим вместе.

ѕапа ‘ранциск пошел дальш冻оанна ѕавла II, назвавшего†евреев Ђстаршими брать€миї христиан

ѕапа римский ‘ранциск I за€вил Ђ¬нутри каждого христианина сидит еврейї.

ёжна€  оре€ - страна Ђантисемитизма наоборотї

как показывают опросы, большинство корейцев раздел€ют стереотипы относительно огромного еврейского вли€ни€ в бизнесе, политике и масс-медиа, но приход€т к абсолютно противоположным, чем в ≈вропе, выводам.

ƒобавить комментарий

ќставл€ть комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
¬ойдите в систему использу€ свою учетную запись на сайте:
Email: ѕароль:

напомнить пароль

–егистраци€