>> << >>
Главная Выпуск 41 Воспоминания об Эпохах
Воспоминания об Эпохах

Деятели культуры - жертвы сталинского террора

Июнь 2023
Опубликовано 2023-06-19 13:00 , обновлено 2023-06-19 16:02
Журнал Театр. • Музей Мейерхольда закрыт

БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович

Наиболее известны произведения Бабеля "Одесские рассказы" и "Конармия". Будённый был в ярости от того, как Бабель описал жизнь и быт конармейцев. По словам друга Бабеля Ильи Слонима, который делился с автором настоящей статьи своими воспоминаниями в 1960-е годы, Бабель, вернувшись из очередной поездки по районам коллективизации, говорил ему, что происходящее в деревне намного страшнее того, что ему доводилось видеть в гражданскую войну. 15 мая 1939 года Бабель был арестован на даче в Переделкине по обвинению в «антисоветской заговорщической террористической деятельности» и шпионаже. При аресте у него изъяли несколько рукописей, которые оказались навсегда утраченными. Судьба его романа о ЧК остаётся неизвестной. На допросах в Сухановской тюрьме, куда он попал, Бабеля подвергали пыткам. Его вынудили признать связь с троцкистами и факт того, что он, якобы руководствуясь их наставлениями, намеренно искажал действительность в своих произведениях и умалял роль партии. Писатель также «подтвердил», что вёл «антисоветские разговоры» среди других литераторов, артистов и кинорежиссёров и «шпионил» в пользу Франции. Военной коллегией Верховного Суда СССР Бабель был приговорён к высшей мере наказания и 27 января 1940 года, на следующий день после вынесения приговора, расстрелян. Расстрельный список, куда среди других, входил и Бабель, был подписан лично Сталиным. С 1939 по 1955 год имя Бабеля не упоминалось, а его книги не издавались. В 1954 году он был реабилитирован. Факт расстрела Исаака Бабеля скрывался. Супруга писателя Антонина Пирожкова регулярно подавала запросы о состоянии заключенного и получала ответ «Жив, здоров, содержится в лагерях». При реабилитации в декабре 1954 года ей выдали справку о том, что Бабель умер в 1941 году от паралича сердца, и лишь в 1984 году стал известен точный год смерти.



ГЛАДКОВ Александр Константинович

Писатель, драматург, поэт. В 1934—1937 годах работал в театре Мейерхольда. Одна из наиболее известных пьес Гладкова - героическая комедия в стихах «Давным-давно», написана в 1940 году. Её премьера состоялась 7 ноября 1941 года в блокадном Ленинграде. Постановка пьесы в 1943 году в Центральном театре Красной Армии была отмечена Государственной премией. В 1962 пьеса Гладкова "Давным-давно" послужила основой для снятого режиссёром Эльдаром Рязановым фильма «Гусарская баллада». В конце 1948 года «за хранение антисоветской литературы» А. К. Гладков был арестован и отправлен в Каргопольлаг. Вышел на свободу в 1954 году, через пять лет был восстановлен в Союзе писателей СССР. Известно, что от Гладкова требовали «отречения» от Мейерхольда, чьим добровольным биографом он был, но Гладков остался верен человеку, которого называл своим учителем. Один из солагерников Гладкова позднее писал:
- Не могли его освободить ещё и потому, что он дружил в своё время с Мейерхольдом, и от этой дружбы не отказался.
(источник: "Новый мир" — 1993. — № 6. — С. 161)
Не отказался Гладков и от арестованного в 1937 году брата Льва (1913—1949) — посылал письма и деньги, помогал его семье.

Стихотворение Александра Гладкова из его "Северной тетради":

Мне снился сон. Уже прошли века
И в центре площади знакомой, круглой —
Могила неизвестного ЗэКа:
Меня, тебя, товарища и друга.

Мы умерли тому назад... давно.
И сгнил наш прах в земле лесной, болотной,
Но нам судьбой мозолистой и потной
Бессмертье безымянное дано.

На памятник объявлен конкурс был.
Из кожи лезли все лауреаты,
И кто-то, знать, медаль с лицом усатым
За бронзовую славу получил.

Нет, к черту сны!.. Бессонницу зову,
Чтоб перебрать счет бед в молчаньи ночи.
Забвенья нет ему. Он и велик и точен.
Не надо бронзы нам — посейте там траву.



ГУМИЛЁВ Лев Николаевич

Сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, автор многочисленных книг по истории Лев Гумилёв был арестован 4 раза. В первый раз его арестовали в декабре 1933 года, но через 9 дней отпустили без предъявления обвинения. В 1935 году он подвергся второму аресту, однако благодаря заступничеству многих деятелей литературы был отпущен на свободу и восстановлен в университете. В 1938 году он подвергся третьему аресту. Под пытками Лев Гумилёв подписал протокол с признанием «в руководстве антисоветской молодёжной организацией, в контрреволюционной агитации» (чтение стихотворения Мандельштама о «кремлёвском горце») и «в подготовке покушения на тов. Жданова».
Заключение он отбывал на лесоповале в Норильске. Здесь, как вспоминал он:
«…Я окончательно „дошёл“. Худой, заросший щетиной, давно не мывшийся, я едва таскал ноги из барака в лес. Валить лес в ледяном, по пояс занесённом снегом лесу, в рваной обуви, без тёплой одежды, подкрепляя силы баландой и скудной пайкой хлеба, — даже привычные к тяжёлому физическому труду деревенские мужики таяли на этой работе как свечи… В один из морозных январских дней, когда я подрубал уже подпиленную ель, у меня выпал из ослабевших рук топор. Как на грех, накануне я его наточил. Топор легко раскроил кирзовый сапог и разрубил ногу почти до самой кости. Рана загноилась».

Отбыв заключение, Лев Гумилёв в 1944 году ушёл на фронт, участвовал в боях за Берлин. После демобилизации окончил экстерном исторический факультет, в 1948 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук. В 1949 году Лев Гумилёв был вновь арестован. При этом, обвинения против него были заимствованы из следственного дела 1935 года. В этот раз он был осуждён на 10 лет лагерей. Срок отбывал в Казахстане, на Алтае и в Сибири. Ещё во время следствия у Гумилёва была изъята 481-страничная рукопись «История Срединной Азии в Средние века», причём следователь по особо важным делам МГБ СССР И. Н. Меркулов, не желая отправлять её в архив, отдал приказ сжечь бесполезные бумаги. Судя по названию, это было продолжение диссертации Гумилёва о древних тюрках.

Анна Ахматова писала письма Сталину и Ворошилову, умоляла о помиловании сына. Читайте об этом её стихотворение «Бросалась в ноги палачу...» Но освобождение пришло лишь после смерти Сталина. 11 мая 1956 года Л. Н. Гумилёв был признан невиновным по всем статьям и отпущен на свободу, проведя в тюрьмах и лагерях в общей сложности около 14 лет. 30 июля 1956 года он был полностью реабилитирован «за отсутствием состава преступления».



ДОМБРОВСКИЙ Юрий Осипович

В 1928 году Юрий Осипович поступил на Высшие литературные курсы («брюсовские»), но они были закрыты в 1929. В 1930 году поступил на Центральные курсы издательских корректоров ОГИЗ РСФСР, которые закончил в октябре 1931. В 1933 году был арестован и выслан из Москвы в Алма-Ату. Работал археологом, искусствоведом, журналистом, занимался педагогической деятельностью. Второй арест — в 1936 году, был отпущен через несколько месяцев, успел до следующего ареста опубликовать первую часть романа «Державин». Печатался в «Казахстанской правде» и журнале «Литературный Казахстан». Третий арест — в 1939 году: срок отбывал в колымских лагерях. В 1943 году был досрочно (по инвалидности) освобождён. Вернулся в Алма-Ату, работал в театре. Читал курс лекций по Шекспиру. Написал произведения «Обезьяна приходит за своим черепом» и «Смуглая леди». Четвёртый арест пришёлся на 1949 год. В ночь на 30 марта писателя арестовали по уголовному делу № 417. Ключевую роль сыграли показания Ирины Стрелковой, в то время корреспондентки «Пионерской правды». Места заключения — Север, Озерлаг.
В общей сложности Домбровский провел в тюрьмах, лагерях и ссылке более 20 лет. Публикация в журнале «Новый мир» его романа «Хранитель древностей» стала событием в литературе. Вершиной творчества писателя считается роман «Факультет ненужных вещей», начатый им в 1964 году и законченный в 1975 году. В СССР роман напечатан быть не мог, но в 1978 году он был опубликован на русском языке во Франции (в СССР издан в 1988 г.), что привело к постоянной слежке за писателем агентов КГБ. За год до смерти (в 1977 г.) им был написан последний рассказ «Ручка, ножка, огуречик», который опубликовал журнал «Новый мир». В марте 1978 года 68-летний Домбровский был жестоко избит группой неизвестных в фойе ресторана Центрального дома литераторов в Москве. 29 мая 1978 года писатель скончался в больнице.



ЗАБОЛОЦКИЙ Николай Алексеевич

Заболоцкий был арестован 19 марта 1938 года, а затем осуждён по делу об антисоветской пропаганде. В качестве обвинения в его деле значилось, что он являлся участником троцкистской организации и автором антисоветских произведений, использованных организацией в своей агитации. От смертной казни его спасло то, что на допросах он не признал обвинения в создании контрреволюционной организации, куда якобы должны были войти Николай Тихонов, Борис Корнилов, и другие поэты и писатели.
«Первые дни меня не били, стараясь разложить морально и физически - вспоминал Заболоцкий в мемуарах «История моего заключения». - Мне не давали пищи. Не разрешали спать. Следователи сменяли друг друга, я же неподвижно сидел на стуле перед следовательским столом — сутки за сутками. За стеной, в соседнем кабинете, по временам слышались чьи-то неистовые вопли. Ноги мои стали отекать, и на третьи сутки мне пришлось разорвать ботинки, так как я не мог переносить боли в стопах. Сознание стало затуманиваться, и я все силы напрягал для того, чтобы отвечать разумно и не допустить какой-либо несправедливости в отношении тех людей, о которых меня спрашивали…»

«В тайге – гнус, комары, мухи, - описывал он условия своего пребывании в лагере. - На пути от зоны до карьера – издевательства стрелков. Ходили строем в сопровождении охраны с собаками. По дороге встречалась огромная невысыхающая лужа. Когда вся колонна оказывалась в луже, звучала команда: «Стой! Ложись!» Ложились в грязную холодную воду. «Встать! Лечь! Встать!» - и так до тех пор, пока конвоиры не насладятся своей властью. Иногда из колонны раздавался выкрик: «У гестапо научились!» - «Кто сказал?» - и звучал угрожающий звук передёрнутого затвора винтовки.»

Сын поэта Никита Заболоцкий приводит в воспоминаниях об отце такой лагерный эпизод:
- ...И вот появился начальник лагеря – решительный, жестокий, но «культурный». Он уже знал, что у него отбывает срок заключения поэт Заболоцкий... Он подошёл к строю (заключённых) и, будучи в благодушном настроении, спросил у непосредственного начальника:
- Ну что, как там у тебя Заболоцкий? Стихи не пишет?
- Заключённый Заболоцкий замечаний по работе и в быту не имеет, - отрапортовал начальник подразделения. И, усмехнувшись, добавил:
- Говорит, стихов больше никогда писать не будет.
- Ну то-то.

С марта 1944 года после освобождения из лагеря Заболоцкий жил в Караганде. Там он закончил переложение «Слова о полку Игореве», ставшее лучшим в ряду попыток других поэтов перевести этот древний эпос со старославянского на современный русский язык. Усиленное ходатайство Фадеева и других литераторов помогло ему в 1946 г. добиться разрешения жить в Москве. В 1946 году Н. А. Заболоцкого восстановили в Союзе писателей. 24 апреля 1963 года он был полностью реабилитирован «за отсутствием состава преступления».
В Кирове и в Комсомольске-на-Амуре установлены мемориальные доски в память о поэте. В кинофильме «Доживём до понедельника» актёр Тихонов, играющий роль учителя, исполнил песню на стихотворение Заболоцкого «В этой роще берёзовой, Вдалеке от страданий и бед...».
11 июля 2015 года в Тарусе Калужской области открыт памятник Николаю Заболоцкому. Его установили у дома, в котором выдающийся поэт жил последние два года своей жизни.


КЛЮЕВ Николай Алексеевич

«Учитель он мой» - сказал как-то о нём Есенин. Крестьянские стихи Клюева стали поводом для НКВД обвинить его в "кулацких настроениях".
Сам Клюев в письме к поэту Сергею Клычкову называл главной причиной своей ссылки, к которой он был первоначально приговорён, свою поэму «Погорельщина». Власти усмотрели в ней критику коллективизации и отрицательное отношение к политике советской власти. Аналогичные обвинения (в «антисоветской агитации» и «составлении и распространении контрреволюционных литературных произведений») были предъявлены Клюеву и в связи с другими его произведениями — «Песня Гамаюна» и «Если демоны чумы, проказы и холеры…», входящими в неоконченный цикл «Разруха». Во втором стихотворении цикла, например, упоминается Беломоро-Балтийский канал, построенный с участием большого числа заключённых и раскулаченных:

То Беломорский смерть-канал,
Его Акимушка копал,
С Ветлуги Пров да тётка Фёкла.
Великороссия промокла
Под красным ливнем до костей
И слёзы скрыла от людей,
От глаз чужих в глухие топи…

Стихотворения из цикла «Разруха» хранятся в уголовном деле Н. Клюева как приложение к протоколу допроса. 2 февраля 1934 года Клюев был арестован в своей московской квартире по обвинению в «составлении и распространении контрреволюционных литературных произведений».
Первоначально он был выслан в Нарымский округ, а затем по ходатайству Максима Горького переведён в Томск. 5 июня 1937 года Клюева снова арестовали и 13 октября того же года приговорили к расстрелу по делу о никогда не существовавшей «кадетско-монархической повстанческой организации „Союз спасения России“». Дело Николая Клюева было пересмотрено в 1957 году и он был полностью реабилитирован «за отсутствием состава преступления».


КОРНИЛОВ Борис Петрович

В начале 30-х годов Корнилов становится известным на всю страну. С его песни «О встречном» на музыку Шостаковича начинался тогда каждый день в СССР. Сергей Киров личным распоряжением утвердил песню Корнилова «О встречном» в качестве гимна города. Поэту покровительствует Бухарин. На суде Корнилову вменили в вину, что он с 1930 г. являлся активным участником антисоветской организации, «ставившей своей задачей террористические методы борьбы против руководителей партии и правительства». Корнилов был приговорён к расстрелу, приговор приведен в исполнение. Отца Бориса Корнилова тоже арестовали. В 1939-ом он умер в горьковской тюрьме.

В 2011 году была издана книга, посвящённая Борису Корнилову „Я буду жить до старости, до славы…“, в которой собраны избранные стихотворения и поэмы поэта, дневник жены Корнилова Ольги Берггольц, эссе «Я — последний из вашего рода…», а также документы из личного архива дочери Корнилова, материалы из следственного дела Корнилова из архива ФСБ. Одновременно с книгой был выпущен фильм «Борис Корнилов: Всё о жизни, ничего о смерти…», который был показан на петербургском канале «100 ТВ». 22 ноября 2015 года в Петербурге на фасаде дома № 9 по набережной канала Грибоедова в память Корнилова была установлена мемориальная доска, а В 1997- ом году учреждена Всероссийская ежегодная премия имени Бориса Корнилова.


МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич

Театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска; создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». Народный артист Республики (1923). Поставил множество спектаклей еще в театрах Российской Империи. В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла жена Мейерхольда Зинаида Райх, посмотрел Сталин, и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда, его обвиняли в эстетстве. Зинаида Райх написала Сталину письмо, где обвинила его, что он не разбирается в искусстве. 8 января 1938 года театр закрыли. Приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра имени Вс. Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 8 января 1938 года. В мае 1938 года Константин Станиславский не побоялся предложить опальному и безработному Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им оперном театре. После смерти Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра, где он продолжил работу над оперой «Риголетто». 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде. Одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск. В протоколе обыска зафиксирована жалоба 3инаиды Райх, протестовавшей против действий одного из сотрудников НКВД. Вскоре З.Райх была убита в своей квартире.

После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками, Мейерхольд подписал нужные следствию показания. В обвинительном заключении было сказано, что «в 1934-1935 гг. Мейерхольд был привлечен к шпионской работе. Являясь агентом английской и японской разведок, вел активную шпионскую работу, направленную против СССР». Кроме того, Мейерхольда обвиняли в том, что он является кадровым троцкистом, активным участником троцкистской организации, действовавшей среди работников искусства. 2 февраля 1940 года в подвале на Лубянке знаменитый режиссёр был расстрелян. За три недели до смерти Мейерхольд отправил два письма Молотову, в которых отказывался от добытых под пытками показаний и молил о спасении. Письма Мейерхольда были обнаружены в его деле.
Цитата из одного письма:
"...Следователь все время твердил, угрожая: "Не будешь писать (то есть сочинять, значит!?) будем бить опять, оставим нетронутыми голову и правую руку, остальное превратим в кусок бесформенного окровавленного искромсанного тела". И я все подписывал до 16 ноября 1939 г. Я отказываюсь от своих показаний, как выбитых из меня, и умоляю Вас, главу Правительства, спасите меня, верните мне свободу. Я люблю мою Родину и отдам ей все мои силы последних годов моей жизни".

В 1987 году стало известно место захоронения Мейерхольда. Тело режиссера было сожжено в Донском крематории, а пепел выброшен в яму на окраине Донского кладбища. Более 70 лет на этом месте находилась кладбищенская свалка и лишь сравнительно недавно была установлена мемориальная плита. В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда. "Невозможно зачеркнуть ту выдающуюся роль, которую сыграл Мейерхольд в развитии русского и советского театрального искусства, - сказал о нём ходатавший среди других деятелей искусства о его реабилитации Дмитрий Шостакович. - Имя гениального Всеволода Мейерхольда, его выдающееся творческое наследие должны быть возвращены советскому народу».




МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич

поэт, прозаик, переводчик, эссеист, критик, литературовед. В 1908—1910 годы Мандельштам учился в Сорбонне и в Гейдельбергском университете. В Сорбонне посещал лекции А. Бергсона и Ж. Бедье в Collège de France. Познакомился с Николаем Гумилёвым, увлёкся французской поэзией: старофранцузским эпосом, Франсуа Вийоном, Бодлером и Верленом. Первая публикация — журнал «Аполлон», 1910 г., № 9. Печатался также в журналах «Гиперборей», «Новый Сатирикон» и др. С ноября 1911 года регулярно участвовал в собраниях Цеха поэтов. В 1912 году познакомился с А. Блоком. Дружбу с Анной Ахматовой и Николаем Гумилёвым считал одной из главных удач своей жизни. Стихи времени Первой мировой войны и революции (1916—1920) составили вторую книгу «Tristia» («Скорбные элегии»), вышедшую в 1922 году в Берлине. В 1923 году вышла «Вторая книга» с общим посвящением — жене. В 1928 году напечатан последний прижизненный поэтический сборник «Стихотворения», а также книга его избранных статей «О поэзии».

Стихотворение Мандельштама о Сталине.

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ:
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина.

В 1934 г. Мандельштам был арестован и сослан сначала в Чердынь, а затем получил разрешение на перезд в Воронеж. К этому периоду относится его ода Сталину, которой Мандельштам, видимо, пытался реабилитировать себя в глазах тирана, но это не спасло его от вторичного ареста. В мае 1938-го он был вновь арестован. 2 августа Особое совещание при НКВД СССР приговорило Мандельштама к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, а в сентябре он был отправлен этапом на Дальний Восток. В декабре 1938 г. Мандельштам скончался от сыпного тифа в пересыльном лагере Владперпункт (Владивосток). Тело Мандельштама до весны вместе с другими усопшими лежало непогребённым. Затем весь "зимний штабель", как пишет об этом автор заметки о Мандельштаме, был захоронен в братской могиле.
Реабилитирован посмертно: по делу 1938 года - в 1956, по делу 1934 года - в 1987.



ЖЖЁНОВ Георгий Степанович

Популярный киноактер Георгий Жжёнов снимался во многих советских фильмах: «Берегись автомобиля», «Горячий снег», «Экипаж» и другие.
Всего на счету актёра около сотни киноролей, в том числе в довоенных фильмах «Путевка в жизнь» и «Чапаев». Беды Георгия Жжёнова начались с арестом в конце 1936 года его брата Бориса. Бедный студент Ленинградского университета, Борис побоялся обморозить ноги в дикие холода декабря 1934-го и не пошел на похороны Кирова. Последовало немедленное отчисление, лишение прописки, затем арест и семилетний срок за «антисоветскую деятельность и террористические настроения». В 1943-м Борис, угодивший в угольные шахты Воркуты, умер от дистрофии.

Родных Жжёнова выслали в Казахстан. Георгий, занятый в съемках фильма Сергея Герасимова «Комсомольск», заявил, что высылка незаконна и отправился со съемочной группой на Дальний Восток. Но в июле 1938-го за ним пришли. Во время поездки на Дальний Восток Жженов познакомился в вагоне и эпизодически общался с иностранцем, что дало повод обвинить его в шпионаже. «На его допросах, - вспоминал Жжёнов о следователе, который вёл его дело , - я стоял по семь суток, и если падал от изнеможения, то меня за волосы поднимали и опять ставили. Менялись следователи - один приходил на смену другому, а я все стою, стою. Они выбивали так из меня нужные им ответы». Пытки, издевательства сделали своё дело и Жжёнов подписал протокол обвинения. Его приговорили к пяти годам колымских лагерей, а затем решением Особого совещания его срок был продлен еще почти на два года. Воспоминания Георгия Жжёнова об этом периоде вошли в его книгу «Прожитое». 2 декабря 1955 года Жжёнов был полностью реабилитирован Военным трибуналом Ленинградского военного округа. В Москве на доме, где он жил, в 2010 году была установлена мемориальная доска.



СМЕЛЯКОВ Ярослав Васильевич

Смеляков - известный в СССР поэт; автор стихов, ставших популярнейшими песнями: «Если я заболею, к врачам обращаться не стану», «Вот опять ты мне вспомнилась, мама», и других . Он прошёл через полосу репрессий в 1934 – 1937 годах, отбыв в заключении три года. Ему крупно повезло, ведь в годы сталинского террора были расстреляны друзья Смелякова - поэты Павел Васильев и Борис Корнилов. В начале Великой Отечественной войны Смеляков ушёл на фронт, воевал на Северном и Карельском фронтах. Попал в окружение, находился в плену. В 1944 году возвратился из плена и находился в фильтрационном лагере. После лагеря Смелякову въезд в Москву был запрещён. Благодаря усилиям Константина Симонова, ему всё же удалось снова вернуться к писательской работе.
В 1951 г. в результате доноса Смеляков был в очередной раз арестован и отправлен в заполярную Инту. На этот раз ему вменялись «антисоветские разговоры» и «антиобщественное поведение». Освободился Смеляков из лагеря в 1955 году. «Он был в казенной шапке, - вспоминал очевидец, - в лагерном бушлате, полученном на интинской стороне, без пуговиц, но с чёрною печатью, поставленной на спине: «Ярослав Смеляков, 1953 г., лагерный номер Л-222».

В 1958 году, после получения Смеляковым Государственной премии СССР за цикл стихов «День России», правление Союза писателей направило ходатайство о реабилитации поэта. Пленум Верховного Суда СССР нашёл, что Я.В. Смеляков был осуждён незаконно и постановлением от 26 февраля 1969 года он был реабилитирован «за отсутствием в его действиях состава преступления».



ПИЛЬНЯК Борис Андреевич

Председатель Всероссийского союза писателей. Автор романов «Голый год» (1922), «Машины и волки» (1925), «Волга впадает в Каспийское море» (1930), «О’кей! Американский роман» (1931), «Соляной амбар» (1937) и др. В 1926 году Пильняк пишет «Повесть непогашенной луны». Основанием для написания повести послужили популярные в том время слухи о причастности Сталина к смерти Фрунзе. 13 мая 1926 года Политбюро ЦК ВКП(б) постановило, что повесть является «злостным, контрреволюционным и клеветническим выпадом против ЦК и партии». В продаже она находилась всего несколько дней, после чего её изъяли.
В 1929 году Пильняк был отстранён от руководства Всероссийским Союзом писателей за публикацию за границей повести «Красное дерево».
Несмотря на критику со стороны советских идеологов, вплоть до 1937 года он оставался одним из наиболее публикуемых в то время писателей. 28 октября 1937 года писатель был арестован. 21 апреля 1938 года Военная коллегия Верховного Суда СССР обвинила его в шпионаже в пользу Японии (он был в Японии и написал о своих впечатлениях книгу «Корни японского солнца»). Пильняк был приговорён к смертной казни и расстрелян на подмосковном полигоне НКВД. В 1956 году он был реабилитирован «за отсутствием состава преступления».

Жена — Кира Георгиевна Андроникашвили (1908 — 1960), княжна из рода Андроникашвили, актриса и режиссёр. В 1938 году репрессирована, в 1956 году реабилитирована.





ВОЛКОВ

Писатель, журналист, переводчик. Как пишется в аннотации к его книге воспоминаний «Погружение во тьму», с 1928 по 1955 автор провёл около трёх десятилетий в тюрьмах, лагерях и ссылках.

ПУНИН Николай

Историк искусства, художественный критик. Репрессирован в 1949 – 1953 годах.
Погиб в заключении, в лагере. Посмертно реабилитирован в 1957 году.

ТРЕТЬЯКОВ Сергей

Сотрудничал как драматург с Мейерхольдом и Эйзенштейном. Редактировал журнал «Новый Леф». Арестован в 1937 г.
«Литературная газета» сообщила о его гибели в духе того времени:
«Расстрелян японский шпион Сергей Третьяков».


ЯРОСЛАВСКИЙ Александр

Автор романа «Аргонавты Вселенной». Арестован в 1928 г.
Пропал без вести в застенках НКВД.


НАРБУТ Владимир

Поэт, журналист. Входил в 1911 г. в гумилёвский «Цех поэтов». В 20-х годах
возглавлял издательство «Земля и Фабрика», редактировал журнал «Вокруг света». Арестован в 1936 г. След его теряется в одном из колымских лагерей.


ОЛЕЙНИКОВ Николай

Поэт, журналист. Участвовал в первом съезде советских писателей, сблизился с литературным движением обериутов, куда входили Николай Заболоцкий, Хармс
и др. Арестован в 1937 г. Погиб в лагере (точная дата гибели не известна).


ЗАРУДИН Николай

Автор поэтических сборников, рассказов и нашумевшего в то время романа «Тридцать ночей на винограднике».
Арестован 21 июня 1937 года. 13 августа 1937 года по обвинению в участии в антисоветской террористической организации приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР к высшей мере наказания. В тот же день расстрелян. Место захоронения — «Могила невостребованных прахов» на Донском кладбище в Москве. Реабилитирован 7 июля 1956 года.



ШАЛАМОВ Варлам

19 февраля 1929 года Шаламов был арестован во время облавы в подпольной типографии, где печаталось так называемое «Завещание Ленина» и приговорён к трём годам исправительно-трудовых лагерей. Срок он отбывал в Вишерском лагере (Вишлаге) на Северном Урале.
В том же году Шаламов был досрочно освобождён и восстановлен в правах. В январе 1937 года Шаламова вновь арестовали за «контрреволюционную троцкистскую деятельность». Осуждённный на пять лет лагерей, он с большой партией заключенных прибывает в Магадан. В Северо-восточном лагере (Севвостлаге) на Колыме он работал на приисках, но из-за тяжёлых условий работы не раз оказывался на больничной койке.

«С первой тюремной минуты мне было ясно, - писал он, - что никаких ошибок в арестах нет, что идёт планомерное истребление целой «социальной» группы — всех, кто запомнил из русской истории последних лет не то, что в ней следовало запомнить».
22 июня 1943 года его опять безосновательно осудили на десять лет за антисоветскую агитацию, состоявшую — по словам самого Шаламова — в том, что он назвал И. А. Бунина русским классиком: «…Я был осуждён в войну за заявление, что Бунин — русский классик» Кроме того, Шаламов был обвинен в «восхвалении гитлеровского вооружения».

Осенью 1943 года в состоянии истощения Шаламов попал в лагерную больницу. После выписки работал в шахте на прииске «Спокойный». Летом 1945 г. его, тяжело больного, снова поместили в больницу, а осенью 1945 года во время работы на лесоповале он решился на побег, после которого его направили на штрафной прииск «Джелгала». В октябре 1951 г. заканчивается срок его заключения, после чего Шаламов работает фельдшером в Якутии. Написанные в лагере стихи через знакомого врача он отсылает Борису Пастернаку. Тот отвечает, между ними начинается переписка.

12 ноября 1953 года Шаламов приезжает в Москву, устанавливает через Б. Л. Пастернака контакты с литературными кругами и готовит сборник «Колымские рассказы». 18 июля 1956 г. он получает документ о полной реабилитации «за отсутствием состава преступления».
30 октября 2013 г. в Москве на доме, где жил Варлам Шаламов до ареста в 1937 г., была установлена мемориальная доска.



ХАРМС Даниил

Из дома вышел человек
С дубинкой и мешком
И в дальний путь.
И в дальний путь
Отправился пешком.
Он шел все прямо и вперед
И все вперед глядел.
Не спал, не пил.
Не пил, не спал.
Не спал, не пил, не ел.
И вот однажды на заре
Вошел он в темный лес.
И с той поры,
И с той поры,
И с той поры исчез.
Но если как-нибудь его
Случится встретить вам,
Тогда скорей,
Тогда скорей.
Скорей скажите нам.

«Сложно определить, - пишет автор статьи о Хармсе, - сознательно или несознательно создавал Хармс текст с такими явными аллюзиями. Марина Малич, жена Хармса, считала, что это стихотворение было созвучно тогдашним настроениям Хармса и отражало его желание уйти из города, спрятаться, отсидеться». Так, в годы сталинского террора, когда люди тысячами безвестно исчезали в подвалах Лубянки и в лагерях Гулага, в печати появилось стихотворение о том, как в СССР человек вышел из дома и навсегда пропал. Первый раз Хармса арестовали 10 декабря 1931 года, инкриминировав ему участие в «антисоветской группе писателей». Хармс был приговорён тогда коллегией ОГПУ к трём годам исправительных лагерей, но в мае 1932 года приговор был заменён высылкой. В августа 1941 года Хармс был вновь арестован за распространение в своём окружении «клеветнических и пораженческих настроений». 2 февраля 1942 года поэт умер от голода в психиатрическом отделении больницы при тюрьме «Кресты». 22 декабря 2005 года в Санкт-Петербурге на доме, в котором жил Хармс была установлена мемориальная доска. Именем Даниила Хармса названы астероид 6766, открытый в 1982 году Астрофизической Обсерваторией, улица в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга и премия в области литературы и искусства.


ЯСЕНСКИЙ Бруно

Поэт, прозаик. Автор известного романа «Человек меняет кожу».
Эпиграф к его же роману «Заговор равнодушных» стал крылатым выражением:
«Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить.
Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.
Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».
В 1937 г. писатель попал под волну арестов.
Летом 1937 года он был исключён из Союза писателей «за контрреволюционную деятельность». По данным общества «Мемориал» расстрелян в период сталинских репрессий на полигоне Коммунарка.


ЭФРОН Ариадна

Переводчица прозы и поэзии, художница, искусствовед, поэт... Дочь Сергея Эфрона и Марины Цветаевой первой из семьи вернулась в СССР. После возвращения в СССР работала в редакции советского журнала «Revue de Moscou» (на французском языке); писала статьи, очерки, репортажи, делала иллюстрации, переводила.
27 августа 1939 г. была арестована органами НКВД и осуждена по статье 58-6 (шпионаж) на 8 лет исправительно-трудовых лагерей, под пытками вынуждена была дать показания против отца.
В 1955 г. была полностью реабилитирована за отсутствием состава преступления.



ЛОСЕВ Александр

Философ, филолог, писатель.
Автор прославивших его трудов: «Философия имени», «Античный космос и современная наука», «Музыка как предмет логики», «Диалектика художественной формы», «Очерки античного символизма и мифологии», «История античной эстетики». Но именно эти книги Лосева вызвали резкие нападки на него со стороны советской печати и партийных идеологов.
Арестован в апреле 1930 года. Осуждён по так называемому делу Истинно православной церкви и отправлен в лагерь ОГПУ на строительство Беломор канала. В конце 1932 года вместе с женой освобождён по инвалидности (почти ослеп).
Реабилитирован посмертно в 1994 году.


Источники:
Я.Рабинер "Сталинские репрессии против деятелей культуры"
https://proza.ru/2020/03/31/2017

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бабель,_Исаак_Эммануилович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гладков,_Александр_Константинович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гумилёв,_Лев_Николаевич
https://ru.wikipedia.org/wiki/Домбровский,_Юрий_Осипович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Заболоцкий,_Николай_Алексеевич
https://ru.wikipedia.org/wiki/Зарудин,_Николай_Николаевич
https://ru.wikipedia.org/wiki/Клюев,_Николай_Алексеевич
https://ru.wikipedia.org/wiki/Корнилов,_Борис_Петрович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лосев,_Алексей_Фёдорович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мейерхольд,_Всеволод_Эмильевич
https://ru.wikipedia.org/wiki/Нарбут,_Владимир_Иванович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Олейников,_Николай_Макарович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пильняк,_Борис_Андреевич
https://ru.wikipedia.org/wiki/Третьяков,_Сергей_Михайлович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Эфрон,_Ариадна_Сергеевна
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бруно_Ясенский
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ярославский,_Александр_Борисович

Гипотеза о причине ареста и смерти В.Э. Мейерхольда

«...В.Э. Мейерхольда арестовали 20 июня 1939 г. в 9 часов утра в Ленинграде. В тот же день в ленинградской и московской (на Брюсовском) квартирах, на даче в Горенках и в кабинете Мастера в Оперной студии им. Станиславского были проведены обыски. На Брюсовском энкавэдэшники первым делом изъяли копии всех писем 3.Н. Райх на имя Сталина и Ежова, паспорт и партбилет Мастера. Причём, они так торопились, что не удосужились даже вывезти архив В. Э. Мейерхольда, а запихали бумаги - без описи! - в сорок папок и оставили их в доме. […]

Эйзенштейн спас архив Учителя, он перевёз его к себе на дачу в Кратово.

22 июня Мейерхольда переведут в Москву, на Лубянку. А ещё через месяц - 18 июля - по Красной площади пройдёт красочный физкультурный парад, на котором студенты института им. Лесгафта покажут задуманное Мейерхольдом, но законченное его ассистентом - бывшим актёром и танцором ГосТИМа, ставшим директором названного института - Зосимой Злобиным и мастером гимнастики А. Орловым красочное действо. Это была последняя удачная «премьера» В.Э. Мейерхольда, признанная властью «примером правильного сочетания физкультуры и искусства». Среди зрителей были Л. Берия и подписавший ордер на арест Мастера Меркулов.

Менее чем через месяц - в ночь с 14 на 15 июля будет зверски убита 3.Н. Райх. Сразу после её похорон детям предложат освободить квартиру и вывезти всё имущество, включая архив, - и это при том, что следствие по делу Мейерхольда ещё только начиналось!

В.Э. Мейерхольда расстреляют после неправедного суда 2 февраля 1940 г. как агента немецкой, японской, латвийской и прочих разведок.

Сегодня мы знаем, каким варварским пыткам подвергали В. Э. Мейерхольда в застенках НКВД, как, сменяя друг друга, палачи били «больного шестидесятишестилетнего старика», как он написал 13 января 1940 г. из камеры в заявлении В. Молотову, «клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и спине [...] били по лицу размахами с высоты...». Изуверская жестокость пыток, ускоренное следствие - через семь месяцев после ареста его расстреляют, тот факт, что никого из «троцкистской группы», которую он, согласно сфабрикованному обвинению, вроде бы «возглавлял», не взяли (в «группу» входили И. Эренбург, Л. Леонов, Л. Пастернак, В. Катаев, Вс. Иванов, Л. Сейфуллина, В. Лидин, С. Эйзенштейн, Г. Александров, С. Михоэлс, Н. Охлопков, Л. Утёсов, Д. Шостакович, В. Шебалин, академик О. Шмидт), и, главное, предопределённость, заданность приговора - всего через два месяца после ареста его четырёхкомнатную квартиру разделят на две, отремонтируют и в октябре 1939 г. оперативно заселят, - всё это в совокупности даёт основания полагать, что благословение на убийство Мастера было получено от самого Сталина. […]

Тем не менее, 65-летнего Мейерхольда арестуют и расстреляют. Значит, в силу каких-то обстоятельств Сталин изменил мнение о B. Э. Мейерхольде. Почему?

И случайно ли в ночь с 14 на 15 июля 1939 г. в своей квартире в Брюсовском переулке зверски убьют 3. Н. Райх, и убийцы никогда не будут найдены?

В чем же тогда причина столь резкого изменения отношения Сталина к Мейерхольду? Завязка трагедии «Отелло» начинается с носового платка. Мастер мечтал поставить спектакль на круглой арене так, чтобы в прологе все зрители видели этот платок с монограммой Отелло в уголке.

Завязка моей гипотезы ареста мастера - конверт, банальный советский почтовый конверт с письмом 3. Н. Райх.

Режиссёр театра Мейерхольда Л.В. Варпаховский, реабилитированный после семнадцати лет отсидки, рассказал М. Бабановой, что ему после реабилитации показали в прокуратуре «письмо, которое после закрытия театра, но ещё до ареста Мейерхольда Райх написала И. Сталину». Копия этого письма и была изъята во время обыска квартиры на Брюсовском (под № 1 в описи НКВД). Уверен, что 3. Райх написала и отправила в апреле-мае 1939 г. письмо, не показав его мастеру. По ощущению Л.В. Варпаховского письмо для адресата было оскорбительным и уничижительным: «Решительный и гневный текст в таком примерно смысле: как, вы, грузин, можете судить о русском театре, что вы понимаете в режиссуре, чтобы оценить... и т.д.» Это более чем вероятно - во множестве воспоминаний мемуаристам запомнились слова 3. Райх, что Сталину не помешало бы брать уроки понимания сценического искусства у Мейерхольда.

В октябре 1997 г. я поделился этой гипотезой с И.П. Уваровой. Она подтвердила факт письма, рассказав мне, что в 1939 г. М.Ф. Гнесин пришёл в гости к Мейерхольдам. Разговор не клеился, в семье была какая-то напряжённая, тягостная атмосфера тревожного ожидания, и гость заторопился уходить. В. Мейерхольд вышел провожать его в прихожую, извинился и шёпотом сказал: «Михаил Фабианович, вы извините нас. Дело в том, что Зинаида Николаевна написала и послала Сталину письмо, не согласовав его со мной». Уже потом вышел сборник документов, подготовленный В. Колязиным, из которого видно, что энкавэдэшники изъяли при обыске из квартиры В.Э. Мейерхольда копию этого злосчастного письма 3. Райх к Сталину на шести листах. Это было второе письмо 3.Н. Райх Сталину. Первое она написала 29 апреля 1937 г. ещё до злосчастной статьи в «Правде», до закрытия театра. Кстати, и первое письмо к вождю она скрыла от Мейерхольда.

Скажу честно, тяжело и больно читать это письмо. Из текста явственно вычитывается, что его автор, как минимум, человек неадекватных реакций. Правда, она сама признаётся в письме, что «я сейчас очень больна - больны мозги и нервы от всего, что происходит». Пожалеем её, до чего довела людей эта проклятая власть!

Я не буду анализировать всё письмо, отсылаю интересующихся к первоисточнику. Но два момента хотелось бы выделить. Уже в самом начале она пишет: «Я с Вами все время спорю в своей голове, всё время доказываю Вашу неправоту порой в искусстве. Я в нём живу больше 20 лет; [...] Вы были заняты не тем (искусство - надстройка) и правы по тому закону, который Вы себе поставили, и правы по-своему - в этом Ваша сила, - я её признаю. [...] Вы должны понять его всю силу и не ограничивать своими вкусами».

Не знаю, что думал адресат, читая эти строки, но вряд ли радовался.

А в заключение она пишет: «Задумала я ещё на 5-е мая свидание с Вами, если Вы сможете. Свидание сразу с 1) матерью Маяковского, сестрами его, 2) с Мейерхольдом и Сейфуллиной. Об организации этого свидания сейчас напишу Николаю Ивановичу Ежову и пошлю ему вместе с этим письмом. Пожалуйста, телеграфируйте мне коротенько в Ленинград, Карповка, 13, Дом Ленсовета, кв. 20. Чтоб быть мне здоровой. Обязательно. Привет сердечный. Зинаида Райх».

Концовка письма не понятна. Создаётся впечатление, что она перепутала адресата с поклонником - назначает ему сроки свидания (через шесть дней после отправки письма), да и сама интонация выдает, даже стыдно вымолвить, какую-то игриво-провинциальную барышню - «Задумала я ещё на 5-е мая свидание с Вами, если Вы сможете. [...] телеграфируйте мне коротенько [...] Чтоб быть мне здоровой. Обязательно. Привет сердечный». Хоть убей, ничего не понимаю.

Но этот и другой сюр в письме (его там более чем достаточно) можно понять, если представить, в какой жуткой социально-психологической атмосфере они жили в эти годы. Видимо, есть пределы социальной адаптации личности, и не у всех защитные механизмы мозга пластичны до бесконечности. Конечно, определённую роль сыграли и болезнь 3. Райх, и специфическое актёрское восприятие и понимание мира... Второе письмо, о котором говорил Варпаховский, из материалов по делу Мейерхольда исчезло, мне не удалось его прочитать. Но ярость и гнев 3. Райх как женщины и артистки, лишившейся с закрытием театра в одночасье всего, что составляло смысл её жизни, - работы, аплодисментов, поклонения зрителей, восхищения вчерашних друзей - по-человечески понятны. Более того, известно, как она билась во время болезни, стараясь разорвать привязывающие её к кровати верёвки, как трепетно ухаживал за ней Мейерхольд, как, в конце концов, к ней вернулся рассудок...

Эсхилу с Софоклом и не снилось, что пережил тогда Мейерхольд, и всё же...

И всё же вполне допустимо предположение, что основанием для резкой смены отношения Сталина к Мейерхольду, унижения мастера в Кремле и истинной причиной его ареста послужило злосчастное письмо Райх, приведшее Сталина в ярость. Зная отношение мастера к 3.Н. Райх, можно предположить, что он её не «сдал», чем только усугубил свою вину в глазах кремлёвского адресата, - значит, и он, Мейерхольд, считает так же».

Дадамян Г.Г., Новый поворот, или культура моего поколения, СПб, «Балтийские сезоны», 2010 г., с. 247-255.

Читайте также:

Театр ужасов: Арест. Тюрьма. Лагерь

Репрессии на ЗИСе, — вспоминал позже Фиттерман, — обрушились в основном на евреев. В мартовские дни 1950 года многих работников‑евреев ЗИСа стали увольнять с завода. Затем начались аресты, в течение нескольких месяцев было арестовано 60 человек. Одним из них по ошибке оказался русский инженер Л. Добрушин, репрессированный, видимо, за то, что был однофамильцем известного еврейского писателя.

Театр за колючей проволокой

Трудно себе представить подобное, но тогда, до 1937 года, в лагерях существовал еще некоторый либерализм. Выходила многотиражка «Новый судострой», которую делали писатель Николай Асанов, поэт Ярослав Смеляков и журналист Матвей Грин.

Дело врачей-вредителей - воспоминания человека, которая этих "убийц и шпионов" хорошо знала

Почти всех перечисленных в сообщении 13 января я знала. Некоторые были близкими друзьями семьи, другие лечили меня или маму с папой.

Массовый голод 1931-1933 годов в Казахстане стал небывалой в истории человечества ХХ века трагедией.

Сегодня, когда говорится о голоде тех лет в СССР, неизменно сообщается и о голоде в Украине. В тот период в Украине от голода умерли более 3 млн человек из 40-миллионного населения. В Казахстане же по состоянию на 1 января 1934 года в живых остались всего 3 млн 212 тысяч человек из 5 млн 965 тысяч проживавших в стране по данным переписи 1929 года. Это была ни с чем не сопоставимая по своим масштабам трагедия.

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Войдите в систему используя свою учетную запись на сайте:
Email: Пароль:

напомнить пароль

Регистрация